В Гатчине завершился XXI российский кинофестиваль «Литература и кино». Главный приз достался фильму «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, 26-летнего режиссера — дебютанта в художественном полнометражном кино.

Гран-при носит название «Гранатовый браслет»: именно в Гатчине Александр Куприн написал свою замечательную повесть. «Класс коррекции» недавно стал лауреатом премии «РГ» на шестом онлайн-кинофестивале «Дубль дв@«, который проводит «Российская газета».

Молодой актрисе Марии Поезжаевой, сыгравшей главную роль в этой драме о жизни школьников-инвалидов по повести Екатерины Мурашовой, пришлось трижды выходить на сцену: принимать призы за отсутствовавших режиссера Ивана И. Твердовского, оператора Федора Стручева, также дебютанта ( приз имени Андрея Москвина за изобразительное решение) и получить свою первую награду — диплом жюри «За воплощение образа Лены Чеховой».

Трижды выходила на сцену Вера Глаголева, режиссер фильма «Две женщины» (по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне»): получала призы за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль — британскому актеру Рэйфу Файнсу (Ракитин) и лучшую женскую роль — петербургской актрисе Анне Астраханцевой (Наталья Петровна Ислаева). А потом был награжден и петербургский композитор Сергей Баневич, автор музыки к этому фильму, взявший приз имени композитора Андрея Петрова. После чего Вера Глаголева воскликнула: «Это невероятно! У нас сегодня такой праздник, мы счастливы!».

Лучшим неигровым фильмом назван «Варлам Шаламов. Опыт юноши». Поздравляя режиссера Павла Печенкина, председатель жюри, актриса и режиссер Елена Цыплакова сказала публике: «Потрясающая картина, всем советую посмотреть! Просто замечательная работа с документами, с дневниками писателя Шаламова».

Елена Цыплакова отметила, что жюри не хватило призов, поэтому решено было вручить еще несколько дипломов. Так, режиссер художественной ленты «Белый ягель» Владимир Тумаев удостоен диплома «За фильм, побуждающий к активным действиям во имя сохранения национальной культуры ненецкого народа». Людмила Абрамова отмечена «за лучший авторский рассказ о воплощении роли Гамлета в театре» (неигровой фильм «Мой Гамлет», посвящение 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого).

Приз зрительских симпатий имени Клары Лучко достался художественному фильму Сергея Никоненко «Охота жить» по мотивам рассказов Василия Шукшина. После каждого просмотра зрители ставили в анкетах конкурсным лентам отметки, как в школе: отлично, хорошо, удовлетворительно… А еще шло интернет-голосование.

Специальный приз «За преданность кинематографу» от правительства и Законодательного собрания Ленинградской области вручили легенде кино Светлане Светличной. Вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов очень волновался, когда надевал знаменитой актрисе гранатовый браслет, символ фестиваля «Литература и кино». В ответ она сказала: «Я не избалована признаниями властей и тронута до слез. Гатчинцы подарили мне любовь и радость».

Вручен специальный приз Центра национальной славы России режиссеру неигрового фильма «Князь Олег» Константину Артюхову, с формулировкой: «За яркое воплощение традиций, служение отечественному кинематографу». Гильдия киноведов и кинокритиков России присудила свой приз «Слон» петербургскому режиссеру Сергею Дебижеву, снявшему картину «Последний рыцарь империи»: «За редкое сочетание оригинального материала, новаторской проблематики и мастерства режиссера». Герой ленты — русский мыслитель, политический деятель, писатель Иван Солоневич, автор книг «Россия в концлагере», «Народная монархия».

Своеобразная визитная карточка фестиваля «Литература и кино» — читательское жюри. В него вошли гатчинские библиотекари, а возглавил известный московский литературовед, киновед Андрей Шемякин. Диплом достался режиссеру и сценаристу Нине Веселовой — за работу «Калина горькая», рассказывающую о съемках фильма Василия Шукшина «Калина красная». Не осталась незамеченной и картина режиссера и сценариста Олеси Фокиной «Мальчики и девочки «Доктора Живаго». Читательское жюри высоко оценило — причем единогласно — фильм Андрея Осипова «Вождем буду я!» о поэте Валерии Брюсове.
Для режиссера-документалиста Андрея Осипова настоящим праздником стал последний день фестиваля. Жюри конкурса присудило ему диплом — «За преданность поэзии Серебряного века и высокопрофессиональное оформление картины». К тому же, именно фильм Осипова «Коктебельские камешки» (о писателях и поэтах, живших в поселке на крымском полуострове) был выбран фильмом закрытия XXI фестиваля «Литература и кино».

Прямая речь

Елена Цыплакова, народная артистка России, председатель жюри:

— У меня на кинофестивале были моменты очень радостные, были открытия, но были и некоторые разочарования. Когда кинематографисты берут известные классические произведения, у каждого человека есть свое представление о том, как можно их экранизировать. Поэтому в любом случае возникают претензии, неприятие или, наоборот, восторги от того, как это сделали другие. Это может не совпадать с твоим представлением о произведении, о том, как говорить с автором, снимать кино. Литература — сложный вид искусства, который переводится на язык кино не всегда. И не всегда легко. Сегодняшняя тенденция осовременивать классику меня, например, чаще всего печалит. Иногда думаешь: как хорошо, что писатель не дожил до этого времени и не увидел, что сделали с его произведением, не услышал современный жаргон…

На мой взгляд, у нас на фестивале была совершенно грандиозная программа неигрового кино, она вызвала массу эмоций, размышлений, бесед. Общее мнение: надо показывать документальные фильмы школьникам, студентам (хорошо бы — на уроках литературы, потом обсуждать их). Такие картины должны быть в библиотеках, чтобы образовывать молодых людей. Хорошо, если бы продолжилось «эхо фестиваля» и достойное кино смогли увидеть и жители Гатчины, и жители окрестностей города.

Я от всей души желаю этому уникальному фестивалю дальнейшей жизни. Было очень интересно.

Источник: интернет-портал «Российская газета»