О том, какое значение творческие люди имеют для страны, сказано уже многое. Документальный фильм «Репортаж из рая» (автор сценария и режиссер Анна Самойлова, производство ООО «Дальневосточная киностудия» 2016 год), главным действующим лицом которого является заслуженный художник России Александр Петрович Лепетухин, ‒ о том же.

Сразу хочется отметить, что на протяжении всего фильма главенствующей темой становится современность. Первая мысль в кадре, озвученная известнейшим в Хабаровске «Петровичем», о современности. Рассуждая метафорически, можно сказать, что слова главного героя проносятся сквозь современный город, но до многих ли эти слова доходят ‒ вопрос.

Довольно фактурно, к примеру, выглядит ветхий билборд с современным арт-объектом и рекламный плакат с изображением фотомодели когда за кадром речь идет о вездесущей тенденции к самовыражению.

В кадрах вся изюминка фильма. Оператор под звуки флейты приводит зрителя в парк на прогулку в момент закадрового молчания, показывает мордашки гуляющих детей в момент размышления героя о детском поведении и молодую маму, которая показывает ребенку зайчика с картины на выставке героя. Такой «синхрон» играет большую роль в фильме, показывая зрителю, что здесь нет случайных кадров.

Если знать о том, сколько авторам фильма понадобилось времени для накопления материала, можно предположить, что работа проделана колоссальная. При этом фильм не затянут и не оборван. Монтаж плавен, а кадры в сочетании с закадровой речью не заставляют скучать. Не смотря на то, что мысли героя полны назидательности, они не раздражают, а лишь вызывают больший интерес к личности автора, который, безусловно, является далеко не простым человеком.

Однако музыкальная составляющая вызывает вопросы. С самого начала всего несколько секунд звучит флейта и довольно оправдано. Позже музыка будет то появляться, то исчезать, но всегда неизменно она будет отвлекать на себя зрительское внимание. Так, детские фотографии героя появляются почему-то под тревожные мотивы, которые, казалось, тянутся бесконечно долго и длительностью своей подавляют все положительные эмоции от памятных изображений. Все-таки грусть ностальгии не синоним.

Стоит отметить, что часто в фильме появляются авторские иллюстрации художника, среди которых примечателен кадр с двумя Петровичами, являющимися частью одной большой личности. Рисунок изображает знаменитого зайца, рисующего своего создателя и сидящего напротив него художника, который в свою очередь пишет портрет «косого».

В целом, отношения автора со своими героями в фильме отражено достаточно ярко.

Завершающий диалог Петровичей и сцена с этими двумя, уходящими «в закат», становятся своеобразной вишенкой на торте ‒ прием давно избитый, но это по-прежнему вызывает умиление.

Весь пафос фильма состоит в спокойствии, некой авторской городской философии, если хотите. В фильме слышатся такие слова, как любовь, спокойствие, добро. Главный герой рассказывает зрителю о том, что рай нужно создать так же, как он создал ад вокруг себя и что, прежде всего, маленьким раем являются покой и тишина.

Ад, в котором мы, по словам Петровича, живем, существует, пока мы в него верим. В фильме же напротив показаны довольно приятные картинки, лица, городские пейзажи. Так что, быть может, работа Дальневосточной киностудии длиною в два года была проделана именно ради всего этого мира образов, который способен передать множество жизней, их стремления и память, их предназначения, судьбы и наследия.

Елена Зайкова, журналист, выпускница Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровск