Первое документальное исследование жизни и творчества классика российского кино представила финский режиссер Леена Килпелайнен

Фильмом открытия XXIV международного кинофестиваля «Послание к человеку» стала финская картина «Голос Сокурова» Леены Килпелайнен, посвященная жизни и творчеству режиссера Александра Сокурова. 27 сентября состоится московский спецпоказ фильма в Центре документального кино. Ранее он был представлен на фестивале в Локарно.

На «Кинотавре» в Сочи Александр Сокуров получил почетный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию». Эта формулировка довольно точно описывает содержание фильма финского режиссера, запечатлевшего Сокурова в разгар его градозащитной деятельности.

Несмотря на присутствие в «Голосе Сокурове» кадров из его фильмов, художественный метод режиссера Леену Килпелайнен интересовал в меньшей степени. Фрагменты почти всех его картин иллюстрируют факты его биографии. Так, любопытно рифмуются эпизоды договора Мефистофеля в «Фаусте» с рассказом о трудных поисках финансирования, а разговор героев «Одинокого голоса человека» о том, стоит ли рожать ребенка, — с повествованием о бессилии советских кинематографистов спасти свои картины от чужого вмешательства.

Так случилось, что о Сокурове почти нет документальных фильмов. В 1988 году для Центрального телевидения была сделан любопытный репортаж, где телевизионщики пришли к режиссеру в коммунальную квартиру, но, застав только бабушек-соседок, взяли интервью у них. В 2004 году Виктор Тихомиров, видная фигура в субкультуре «Митьков», снял короткометражку «Сокуров», где опросил его друзей и коллег, чуть разбавив разговоры монологами героя.

В финском «Голосе Сокурова» дан на удивление полный портрет классика мирового кино. Освещен его без преувеличения сложный путь в искусстве. Показана связь с личностью Тарковского, с которым Сокурова до сих пор сравнивают зарубежные критики. Идет речь о проблемах «Ленфильма», родной студии режиссера, до недавних пор едва подававшей признаки жизни. И в этом смысле картину важно и интересно посмотреть не только в Финляндии, но и в России, так как, к сожалению, порой мы преступно мало знаем о наших современниках.

«На Западе многие боятся русских — просто потому, что не понимают»

С режиссером Лееной Килпелайнен встретился корреспондент «Известий».

— Почему вы решили снять документальный фильм о русском режиссере?

— Когда я училась во ВГИКе, мне хотелось сделать масштабный дипломный проект — взять три поколения советских режиссеров и попытаться рассказать об их борьбе за право самостоятельного творчества в условиях идеологического пресса. Два года я писала сценарий, еще дольше искала финансирования, но без особых успехов. Было начало 1990-х годов, и в Финляндии, да и на Западе в целом, не очень интересовались творческими проблемами кинематографистов Советского Союза.

Тогда были в моде менее позитивные сюжеты о новой российской реальности — последствиях социальных преобразований, безработице и т.д. Мне лично кажется, что политические разногласия могут быть какими угодно, но в любой стране всегда остается место культуре и искусству. Далеко не все тогда разделяли мое мнение.

Как ни печально, пока я искала деньги, многие из людей старшего поколения, кого я планировала снимать, ушли из жизни. Скончался и мой мастер Александр Гальперин, с которым я так и не успела записать интервью. В фильме, посвященному Сокурову, мне удалось поднять вопросы из моей несостоявшейся дипломной работы: что такое независимость художника, как отстаивать свое право творить и т.д.

Сокуров — прекрасный пример нонконформизма. В Финляндии он не сильно известен, однако есть у нас энтузиасты, которые знают и любят русское кино. Среди них прекрасный киновед Велипекка Макконен, который и предложил мне делать этот фильм. Сначала в качестве сценариста, а затем и режиссера.

— Почти все ваши фильмы сняты в России и о России. Чем вызван такой интерес?

— Я ходила в Финляндии в школу, где преподавали русские педагоги, поэтому меня с детства окружала русская культура. Когда я приехала учиться в Москву, то уже говорила по-русски. Так получилось, что я стала своего рода проводником России в Финляндии, и мне кажется важным рассказывать и объяснять моим соотечественникам, что такое Россия, о чем думают русские, какой у вас юмор… На Западе многие боятся русских — просто потому, что не понимают.

Например, мой первый «российский» фильм был снят в Якутии и фиксировал ощущения людей о мире и себе после распада Советского Союза. Второй — о спецшколе, где учатся малолетние преступники. Меня интересовали простые вопросы: как живут люди, в какой социальной системе, в соответствии с какими ценностями? Я выбрала для себя документальное кино — оно ближе к реальности.

— Как приняли «Голос Сокурова» у вас на родине?

— Премьера состоялась в Хельсинки, и по большей части реакция была положительной. Многие спрашивали, где и когда можно будет посмотреть фильм еще раз. Нашлись заинтересованные люди, сейчас они решают проблему с финским прокатом. И это несмотря на то, что для восприятия «Голос Сокурова» — картина не из легких. Значительная ее часть — фрагменты сокуровских лент с русской речью, ее мы не стали дублировать, сопроводили субтитрами.

— Вы часто встречались с Сокуровым?

— Непосредственно перед съемками у нас было три встречи. Всего для фильма мы записали семь обстоятельных интервью. Сокуров не очень публичный человек, и я долго готовилась, подбирала вопросы, чтобы получить рассказ о его личном мире: о том, что он чувствовал и переживал в те сложные для него годы. На мой взгляд, мне удалось подойти к нему достаточно близко.

— В «Голосе Сокурова» жизнь и убеждения режиссера рифмуются с эпизодами из его фильмов. Такая концепция появилась сразу?

— Практически да. Конечно, к концу работы накапливается немыслимое количество материала, и нужно четко представлять, что в итоге понадобится, а что отправится в корзину. У меня было более ста страниц расшифровок интервью Александра Николаевича. Позже из этого сделаю книгу, где будут подробно освещены многие аспекты его творчества: работа с актерами, оператором и т.д. В фильм вошла лишь маленькая часть. Меня интересовала в первую очередь личность Сокурова.

— И что характеризует Александра Николаевича как личность?

— Мне нечего добавить к тому, что есть в фильме. Всю свою жизнь он отдал кинематографу. Он очень трудолюбив и должен постоянно снимать. Он самозабвенно влюблен в Петербург, хотя и не родился здесь. Ему больно смотреть, как меняется его город. Петербург обладает колоссальными архитектурными богатствами, которым постоянно угрожают интересы бизнеса. Сокуров активно борется против уничтожения исторических зданий. И я его прекрасно понимаю. Я тоже очень люблю Петербург (смеется).

— О ком еще из России вам хотелось бы снять фильм?

— Я собираюсь и дальше снимать документальное кино в России. Возможно, это будет история о какой-нибудь простой семье.

Информация официального сайта газеты «Известия»