На этой неделе в Москве, в Центре документального кино, состоялась мировая премьера научно-популярного фильма «Буквальная геометрия». Выпускница физико-математической школы, режиссер Екатерина Еременко, автор фильмов «Мой класс» и «Чувственная математика», представила зрителям новую работу. «Для нас это азартная история. В фильме больше специй и больше математики, и мне будет очень интересно увидеть, готовы ли зрители к такому формату».

В ее 66-минутном фильме, кажется, собрано всё лучшее из того, что того, что было в «Моем классе» и «Чувственной математике» – попытка визуализировать напряжение человеческой мысли, эмоций и страстей, связанных с наукой. Работа математиков показана не только как полет фантазии, как напряженный и непонятный широкой публике труд «психов»-фриков-одиночек, но и как работа команды, социальное взаимодействие, рождение идей в рамках формальных и неформальных встреч ученых, регулярного общения коллег по проекту и докладов ученых, приехавших выступить на семинаре.

Сюжет фильма построен вокруг большого проекта по дискретизации геометрии и динамики, возглавляемой математиком Александром Бобенко из Технологического университета Берлина. «Проект рассчитан на 12 лет, и это позволяет в двигаться в перспективном направлении в долговременном режиме. Финансирование составляет порядка 2 млн евро в год. Сейчас закончились первые четыре года проекта. В нашем центре («Дискретизации геометрии и динамики») работает порядка 60 человек, а в моей группе около 15 человек», – отметил Бобенко.

Одним из практических приложений этого проекта стало создание нескольких павильонов на Эйфелевой башне с помощью теории конических сетей, придуманной профессором Технического университета Вены Хельмутом Потманом (Helmut Pottman). «Мне так повезло, что мы сняли математиков в касках», – смеется Екатерина.

«Такое быстрое применение идей дискретной дифференциальной геометрии для меня самого стало неожиданностью. Обычно на это уходит лет 20, а тут прошло всего 5 лет от создания науки до павильона на Эйфелевой башне», – подчеркнул Бобенко. Режиссер фильма рассказала, что Хельмут в свое время хотел стать школьным учителем и преподавать рисование, но его на эту работу не взяли, и стал заниматься геометрией, а теперь Потман – признанный эксперт в области индустриальной и архитектурной геометрии.

Появление Джона Нэша и Фримена Дайсона (Freeman Dyson) стало и изюминкой фильма, и несколько выбивающимся из повествования. Участвовали ли они в работе по проекту или стали своего рода «свадебными генералами»? Екатерина Еременко пояснила, что, по просьбе организаторов Абелевской премии, снимала короткие ролики про Нэша, и их научным консультантом выступил Александр Бобенко. Возможно, что видео с Нэшем, Нобелевским лауреатом по экономике 1986 года и Абелевским по математике 2015, трагически погибшем в автокатастрофе в мае 2015, станет основой для нового фильма. «Мы сохранили видео с разговором Дайсона и Нэша и этот материал пойдет в работу».

«Оказалось, что про Дайсона почти никто ничего не снимал. Его снимал Стэнли Кубрик в «Космической одиссее», но потом вырезали. И японское телевидение пригласило Дайсона для съемок фильма о бабочках, где Нобелевский лауреат должен был сидеть в углу, думать и изображать ученого», – рассказала Екатерина.

По ее словам, в «Буквальной геометрии» Нэш и Дайсон были важны для демонстрации иерархии в научном сообществе, что там есть свои культы личностей, свои боги и мессии, а также парадокса, что как аспирант, так и признанный мэтр могут испытывать сомнения в выбранном пути. В фильме показаны и молодой ученый, мучительно раздумывающий стоит ли ему оставаться в науке, сможет ли он выдержать конкуренцию, готов ли он отдавать все силы исследовательской работе, чтобы оставаться на высоте, и великие ученые, которые вовсе не считают себя примерами для подражания. «Я не совсем уверен, что я сам настоящий математик», – говорит в фильме Нэш.

Александр Бобенко рассказал, что пригласил Екатерину к совместной работе, посмотрев ее фильмы о математике. Он дал ей полный карт-бланш в работе, но ученые не сразу привыкли к присутствию возле них режиссера. «Катя сидела в уголке и снимала, и сначала нас это очень раздражало, нельзя на это не обращать внимания, но потом мы привыкли».

«С одной стороны, это было хорошо, что я так была тесно интегрирована в этот проект, но, с другой стороны, это было минусом. Когда ты приезжаешь как режиссер извне, то возникает эффект попутчика в поезде, которому раскрывают душу, и потом нужно очень бережно всё смонтировать и решить, что интимное использовать, а что нет. А тут, я никуда не уезжаю, а коллег не принято слишком близко к себе подпускать, напротив принято держать дистанцию, и для меня это стало вызовом, интересным режиссерским опытом», – отметила Екатерина.

«А вам что-то новое открылось в вашем собственном проекте?», – спросила я Александра Бобенко. «Да, есть моменты, которые не вошли в фильм. Так, в ходе съемок мы решили, по просьбе Екатерины, обсудить, чем же мы занимаемся в этом центре. И мы поняли, что никогда этого раньше не делали. Мы никогда по-серьезному не обсуждали, куда мы движемся, куда идем. И мы пошли на полянку, и стали обсуждать, и это было очень полезно», – заметил Александр.

Фильм заканчивается списком научных статей, созданных в ходе проекта, и задачкой для зрителей, которую, по словам режиссера, может решить даже 8-летний ребенок. Тем не менее, эту задачку, поставленную перед героями фильма (им был дан 1 час), решил только Александр Бобенко.

Журналисты попросили еще раз объяснить условия задачи «вырезания печенюшек на тесте». «Представьте себе треугольники на плоскости, и их можно сдвигать параллельно в любом направлении, так чтобы треугольники не пересекались. Теперь вся площадь на плоскости делится на две области: которая лежит внутри треугольников и оставшаяся снаружи. Надо сделать так, чтобы площадь внутри треугольников была максимальной, а снаружи – минимальной. Какое отношение этих площадей? Кажется, что отношение будет половина на половину, но, на самом деле, это не так», – пояснил профессор.

«Не кажется ли вам, что математика у вас в фильме победила кино?», – спросили Екатерину. – «Нет, я как раз использовала то, чему я научилась в кино, для очень сложной задачи. Показывать математику – очень сложная вещь. Что показывать? Как показать мыслительный процесс? Как оставаясь в области кино, показать сложную математику, увлечь людей эмоциями и страстями математиков? Это актуальная и сложная задача, которую я пыталась решить, работая над этим фильмом. Я использовала всё то, чему я научилась в кино, для рассказа о математике».

На фото слева направо: Ирина Белых, Екатерина Хаустова (прокатчики, Фестиваль актуального научного кино), Александр Бобенко (математик) и Екатерина Еременко (режиссер фильма «Буквальная геометрия»)

Надеюсь, что «Буквальная геометрия» найдет в России и других странах своего зрителя, а в Москве состоится показ фильма с последующей научно-популярной лекцией Александра Бобенко о математике. Очень хочется услышать от героев фильма более подробный рассказ об их проекте.

Справка о фильме: Над фильмом работали: автор и режиссер Екатерина Еременко, операторы Игорь Морозов и Ирина Шаталова, ассистент режиссера Сергей Карпенко, режиссеры монтажа Павел Костомаров и Марат Магамбетов, монтажер Наталья Прохоренкова, звукорежиссер Артур Хайруллин, В фильме использованы кадры из учебного фильма Александра Бобенко и Чарльза Ганна «Conform!» и музыка Штефана Зехельмана. 

Источник: http://polit.ru/article