Документальный фильм телеканала Вологодской епархии «София» под названием «Начало царского пути» представят на международном кинофестивале Lift-Off. Показ киноленты пройдет 4 февраля в Берлине. 

Фильм повествует о первом дне возрождения Нило-Сорской пустыни — мужского монастыря, который находится в 16 км от Кириллова. С 1961 года в стенах обители располагался Пустынский психоневрологический интернат. 4 декабря 2018 года учреждение официально покинуло монастырь, переведя весь свой контингент в Вогнемский психоневрологический интернат. Так началась новая жизнь обители.

maxresdefault

О создании фильма «Начала царского пути» и о возможности участия   рассказал  автор сценария и режиссер Владислав Колашников     корреспонденту  ИА «Вологда Регион».

— Владислав, как публика восприняла ваш новый фильм?

— Когда я рассказал о нем своим зарубежным коллегам, мой друг и режиссер Виллем Эльзенга из Нидерландов попросил, чтобы я сделал для него перевод фильма с субтитрами на английский язык. Выложив «Начало царского пути» в особой зарубежной соцсети для киношников, я получил много позитивных отзывов на него. Европейцы признались, что такой Россию не представляли. Если честно, все что касается русской духовности и современности — для них белое пятно. У нас очень мало фильмов по этой теме, переведенных на иностранные языки. Поэтому многие и предложили показать мой фильм на европейских кинофестивалях. Так я подал документы на фестиваль Lift-Off.

— Что это за фестиваль? 

— Это престижный международный фестиваль документальных и игровых фильмов. Он проходит в Токио, Париже, Нью-Йорке и других мировых столицах. На этот раз — в Берлине. Наш фильм приняли быстро. Планируется, что с 4 по 8 февраля его покажут в рамках кинофестиваля Lift-Off с английскими субтитрами. Ведь жюри — интернациональное, в нем не только немцы сидят. Кстати, мне говорили, что «Начало царского пути» хотят показать не только в Берлине, но на других площадках Lift-Off.

— Что получают победители фестиваля? 

— Только дипломы. Но участвовать в таком кинофестивале — уже большая честь! Еще победители Lift-Off получают право размещать лаурели фестиваля на дисках со своими фильмами. Это своеобразный знак качества.

— Я правильно понимаю, короткометражки не продаются? 

— Все верно, малые формы кино не предназначены для продажи. Съемки таких фильмов осуществляются на грантовые деньги или из большой любви к теме. «Начало царского пути», как и многие другие наши фильмы, можно посмотреть в группе интернет-телеканала Вологодской епархии София в «ВКонтакте».

— Владислав, с какими трудностями пришлось столкнуться при создании фильма? 

— Стиль, в котором был снят фильм, называется «живая камера». Он хорошо известен европейскому и отечественному зрителю, потому что порой только так можно показать разворачивающиеся на глазах события. Но при этом, не всегда удается правильно поставить композицию, не говоря уже о свете. Самое важное, что мне хотелось передать — мысли и ощущения участников этого исторического события, записанные в момент приезда монахов в обитель. В «Начале царского пути» затрагивается тема русской духовности, совести и сохранения нашей истории. Об этом фильм, а уж поймут ли его европейцы — увидим.

— Что вас поразило больше всего при снятии фильма? 

— Мне навсегда запомнится отношение директора интерната Галины Степановны Марковой и коллектива учреждения к происходящим событиям. Они не просто сберегли пустынь в достойном состоянии, но и устроили генеральную уборку перед приездом монахов. Даже приготовили им кельи, где те могли бы первое время жить. Такое глубокое духовное отношение очень дорогого стоит. Это большая редкость, это истинно православный подход. Кстати, в фильме мы лишь немного затрагиваем тему прошлого и будущего обители. Он не про это, а про настоящее. Время, когда накопленное и созданное за тысячелетие христианства на Руси, — вдруг, за считанные годы, вернулось назад церкви, а, значит, и народу. Теперь уже нам предстоит заботиться и восстанавливать обитель, а это непросто. То, во что вкладывались веками, невозможно финансово вдруг раз — и восстановить. Церковь живет за счет пожертвований, а они совсем небольшие. Легенды о богатствах храмов, по-крайней мере, к Вологде точно не применимы.

— Владислав, поделитесь планами на будущее, у вас ведь есть идеи новых проектов? 

— Вместе с режиссером из Норвегии Виллемом Эльзенгой и продюсером из Лос-Анджелеса мы планируем снять художественный фильм про вологодского юродивого Александра Воскресенского. Он жил в ХIХ веке, и про него почти никто не слышал. Но у мужчины была очень интересная судьба, он пророчествовал и предсказывал людям будущее, помогал раскаяться в грехах и оберегал от опасностей. Некогда известный в Вологде как «петропавловский диакон», он был незаслуженно забыт в начале XX века, возможно, из-за начавшейся революции. Работая над источниками, нам случайно удалось найти о нем достаточно много сведений.

У меня почти готов сценарий фильма, сейчас мы ищем инвесторов. Эта картина будет на русском языке, но потребуется сложный перевод, потому что в диалогах очень много русских шуток-прибауток и чисто русского миропонимания. А для европейского кинозрителя нужна адаптация. Так что до самих съемок еще далеко, поскольку необходимо подобрать актеров, реквизит и решить вопросы технического обеспечения.

— Где бы вам хотелось снимать этот фильм? 

— Конечно же, в Вологодской области. У нас неповторимая архитектура, но чтобы ее снять потребуется много компьютерной графики. Тот же асфальт превратить в мостовые, к примеру. Вообще, кино стоит огромных денег. Тот же объектив к киношной камере может стоить несколько миллионов рублей. И аренда такого оборудования дорогая, но с нами готовы работать мастера своего дела, и я надеюсь, что все получится.

— Владислав, не могу не спросить: какой ваш любимый фильм? 

— «Властелин колец». А из вологодских мне очень нравится «От Волока до Вологды». Правда, есть еще один — «Хвост, который виляет собакой». Это очень специфичная комедия с Дастином Хоффманом в главной роли. Вообще, я люблю фильмы, смотря которые мозг может отдохнуть. Правда, сам снимаю совсем не такие.

Работать на телевидении и в кино Владислав Калашников начал с 1995 года. Тогда, будучи одиннадцатиклассником, юноша пришел на канал ТВ-7 в качестве ученика. Поскольку Владислав параллельно учился в православном Вологодском духовном училище, ему доверили тему религии и церкви. Уже в 1997 году на ТВ-7 вышла его первая авторская передача в формате цикла получасовых документальных фильмов.

После этого Владислав закончил курсы «Интерньюс» по режиссуре, журналистике, монтажу и операторскому делу, «школу Познера» и целый ряд зарубежных курсов по кинематографии и режиссуре документальных и художественных фильмов, операторскому искусству. Как признается сам Владислав Калашников, основная учеба шла благодаря общению с друзьями из этой сферы. Особенно — с одним из основателей школы документально-постановочного кино Юрием Половниковым. Когда Половников основал в Вологде первый кинофестиваль — тогда он назывался «Вологодское кино», а сейчас «Фрески севера», Владислав Калашников участвовал в нем со своими работами. Именно он получил первый диплом в области документального кино и телепрограмм.

В 2015 году митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий пригласил Владислава создать при Вологодской епархии интернет-телеканал и студию православных фильмов. Сейчас Владислав Калашников руководит телеканалом Вологодской епархии «София». За это время он снял цикл из 18 короткометражных документальных фильмов «Полеты над Северной Фиваидой», фильм «Сказание о моровой язве» об истории Спасо-Всеградского собора в Вологде и 16-минутный документальный фильм «Начало царского пути» о первом дне Нило-Сорской пустыни. Является членом Союза кинематографистов России.

 

Светлана Воронович, г. Вологда