Краеведческий фонд Дальневосточной государственной научной библиотеки постоянно пополняется интересными материалами. Расширяется и его медиатека. Особое место в ней занимают видеофильмы Дальневосточной киностудии, в том числе цикл неигровых просветительских фильмов по истории присоединения и развития российского Дальнего Востока. Эти хронико-документальные видеоленты – целые кинорассказы о беспримерном подвиге тех, кто в течение нескольких столетий, «позабыв о себе», открывал, изучал, осваивал, защищал и прославлял обширную территорию Восточной Сибири и Тихоокеанского побережья. Авторами фильмов являются известные дальневосточные кинодокументалисты Владимир Демьянович Василиненко, Альберт Михайлович и Анна Викторовна Самойловы.

i (5)

Представляем некоторые фильмы – дар Дальневосточной государственной научной библиотеке (г. Хабаровск). С 2007 года все фильмы, созданные Дальневосточной киностудией при поддержке Министерства культуры РФ, передаются в распоряжение ДВГНБ, а так же в Государственный архив Хабаровского края и Хабаровский краеведческий музей.

Фильм «Без грома пушек…» (режиссёр – В. Василиненко, оператор – А. Самойлов, 2010) посвящён 150-летию подписания Айгунского мирного договора между маньчжурской Дайцинской империей и Россией в мае 1858 года. Путь к этому соглашению был долгим и трудным, но это был единственный способ поставить точку в многовековом территориальном споре.

eshh960kh6958676neanopgldshlo

История заселения русскими казаками богатых и просторных, но никем не осваиваемых земель левобережья Амура в районе русско-маньчжурского пограничья началась ещё в XVII веке. А поскольку чёткого размежевания территорий между Россией и её воинственным южным соседом не было, то сразу же остро встал вопрос об определении границ между государствами. Но сделать это в то время было практически невозможно: маньчжуры «говорили» только на языке силы, и яркое подтверждение этому – судьба Албазинского острога, первого крупного русского поселения в Приамурье. В первой части фильма графически воссоздана и рассказана трагическая история этой неприступной крепости, ставшей жертвой их территориальных притязаний и имперских амбиций.

Далее киносюжет переносит зрителя почти на два столетия вперёд, в середину XIX века, когда пост губернатора Восточной Сибири занял Н. Н. Муравьёв, понимавший стратегическую важность Приамурья для Российского государства. При нём, после почти двухсотлетнего перерыва, снова началось активное заселение этих мест, и сюда, из центральных губерний России, целыми семьями и даже деревнями потянулись переселенцы. Так началась история поселений Покровка, Игнашино, Черняево, на месте бывшего острога появилась станица Албазин. Современные жители этих, к сожалению, ветшающих сёл не забыли, как устраивали быт и «держали границу» их предки, и охотно рассказали кинематографистам об исторической примечательности родных мест, провели по залам уютных сельских музеев, познакомили с хранимыми в них предметами старины.

Приамурье обживалось, но для его успешного освоения нужен был мир, а для этого – чётко определённые и юридически закреплённые границы. Н. Н. Муравьёв сделал всё, чтобы уладить территориальные разногласия на Амуре «без грома пушек». Результатом его усилий стало подписание 16(28) мая 1858 года мирного договора в маньчжурском городке Айгунь. Фильм даёт возможность рассмотреть уникальные фотографии, позволяющие представить, каким увидели это небольшое поселение русские послы. О значении и дипломатических перипетиях шестидневных переговоров можно узнать из подробного рассказа Почётного члена Приамурского географического общества Г. Г. Лёвкина, сопровождающего своё повествование точной копией трактата. А монументальное полотно художника В. Е. Романова «Айгунский договор» из фондов Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова позволяет зрителю наглядно «познакомиться» со всеми участниками этого важного события в истории не только Дальнего Востока, но и всей России.

Заканчивается кинопутешествие около памятника графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому на набережной Хабаровска. Генерал-губернатор с высокого постамента смотрит вдаль, на мирные просторы родного Приамурья. Кажется, что эти земли всегда были русскими, но неоспоримым для всех это стало только тогда, в далёком Айгуне, когда быстрым росчерком пера именно он, будущий граф Амурский, вручил России это право.

apshesyjuzh.0000

Фильм «Герой нанайского народа» (режиссёр и оператор – А. Самойлов, 2011) – история жизни легендарного снайпера Сталинградской битвы, Героя России Максима Александровича Пассара.  В этом кинорассказе М. Пассар – не только герой, но и просто одноклассник, родственник, друг, однополчанин, а ещё – девятнадцатилетний юноша, мечтавший о долгой жизни после войны.

Имя героя Великой Отечественной войны М. Пассара известно далеко за пределами Хабаровского края, поэтому сюжет киноповествования постоянно переносит зрителя то на Дальний Восток, где родился и вырос будущий герой, то на Волгоградскую землю, где он воевал и погиб.

Началась недолгая жизнь М. Пассара в маленьком нанайском селении, «затерявшемся» на просторах Хабаровского края. Кадры кинохроники и черно-белые фотографии запечатлели нелёгкий быт его соплеменников, их необычные жилища и нехитрый скарб. В одном из таких таёжных уголков и родился мальчик Максим. О его школьных годах тепло вспоминает бывшая одноклассница А. С. Киле, отмечая в нём весёлый нрав, честность и готовность всегда придти на помощь, а довоенные фотоснимки запечатлели невысокого, но крепкого юношу с приветливым лицом.

Когда началась война, Максим Пассар вслед за старшими братьями добровольцем ушёл на фронт. Его военная жизнь связана со Сталинградом. Именно в дни великой битвы родилась легенда об удивительном снайпере, «воспитателе мастеров огня», и появились многочисленные газетные заметки и «Боевые листки» с фотографиями героя. На волжской земле он в конце 1942 года мечтал со своим другом-однополчанином А. Фроловым о послевоенной жизни. И отсюда 22 января 1943 года ушёл вместе с ним на очередное задание, которое оказалось последним.

Фильм наполнен военной кинохроникой и фотоматериалами о молодом нанайском бойце, тяжёлых боях за Сталинград, похоронах погибших, в том числе и М. Пассара. Современные кадры позволяют зрителю побывать на «безымянной высоте» 144.2 – месте его гибели; постоять у братской могилы в приволжском поселке Городище, где он похоронен; побродить по мемориальному комплексу «Мамаев курган» и вместе со школьниками  Волгограда и нанайского села Найхин возложить цветы на мраморную плиту с именем дальневосточного героя.

Максима Пассара искренне чтят на Волгоградской земле, поэтому в фильме можно услышать и увидеть много материалов о его службе, гибели и захоронении, рассказанные музейными работниками, руководителями исторических клубов, школьниками области. Трогательно звучат слова благодарности жительницы Волгограда, обращённые к нанайскому народу за мужество их юного соплеменника.

Фильм рассказывает и о том, как в 2009 году школьники с. Найхин написали письмо Д. С. Медведеву о присуждении их земляку давно заслуженного звания Героя Советского Союза. Их горячо поддержала член Общественной Палаты России, хабаровский журналист Ирина Полникова. Инициатива нашла поддержку, и Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2010 года Максиму Александровичу Пассару было присвоено звание «Герой России» (посмертно).

Красной строкой через весь фильм проходит мысль об исторической памяти. Это когда «никто не забыт и ничто не забыто» не на словах, а на деле: когда народ помнит своего героя всегда, а награда находит его и через 67 лет.

542bc6009ab83

Фильм «Далёкая, отважная земля» (режиссёр – В. Василиненко, оператор – А. Самойлов, 2011) – рассказ о героической обороне Камчатки под руководством Антона Петровича Сильницкого в годы Русско-японской войны, когда попытка рассудительных японцев устрашить и подчинить жителей полуострова на деле обернулась для захватчиков безрассудной авантюрой.

На рубеже XIX-XX веков Япония открыто готовилась к войне с Россией, но царское правительство не желало видеть в ней сильного противника. Материалы кинохроники, запечатлевшие парад японских солдат во время посещения Страны Восходящего Солнца русским военным министром А. Н. Куропаткиным, сняты так, что скорее забавляют, чем устрашают. Наверно, поэтому так впечатляют последующие видеоэпизоды о том, как военные моряки молча провожают в последний бой крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» и жуткие документальные кадры морских сражений.

Поскольку Николай II не сомневался, что война будет «маленькой и победоносной», в Петербурге никто не позаботился об обороне дальневосточных рубежей. Не удивительно, что, когда весть о начале боевых действий через три месяца дошла до отдалённой Камчатки, полуостров оказался не готовым к встрече врага. А что он появится, сомнений не было, так как японские браконьеры издавна ловили рыбу и били зверя у камчатских берегов и отказываться от столь прибыльного бизнеса не собирались. В фильме демонстрируются интересные факты кинохроники о жизни на полуострове в начале века, в том числе о пребывании «хозяйственных» японцев.

Много говорится в фильме о петропавловском уездном начальнике Антоне Сильницком – человеке решительном и колоритном. Так, местная «бизнес-элита» считала его сумасшедшим, поскольку он категорически запретил продажу на полуострове спиртного, установил справедливые цены на пушнину, повёл жесточайшую борьбу с браконьерами и отменил установившуюся практику участия купцов в сборе налогов с коренного населения. Именно он и возглавил оборону полуострова от японского вторжения: создал народные дружины, добровольческие отряды, вооружил население. И вскоре стало ясно, что амбициозный и надменный японский лейтенант Сечу Гундзи, приказавший установить на камчатском берегу табличку, что «эта земля уже принадлежит Японии», несколько поторопился. Запугать, а тем более подчинить Камчатку захватчикам не удалось.

Хочется отметить, что подлинным украшением, «изюминкой» этого фильма является множество уникальных фотографий тех лет, отобранных и отреставрированных современным фотомастером Валерием Николаевичем Токарским из фондов Дальневосточной государственной научной библиотеки.  На этих снимках изображён Петропавловск начала века и его жители,  камчадалы-аборигены, участники добровольческих отрядов. Всё повествование фильма щедро проиллюстрировано этими фотоматериалами и кинохроникой.

Оборона Камчатки явилась всего лишь незначительной частью происходивших тогда на Дальнем Востоке военных действий, но благодаря ей за Россией был сохранён не только один из богатейших рыбных районов, но и единственный удобный порт, имевший свободный выход в Тихий океан и контролирующий все её тихоокеанские владения.

089-07956845epvrptalsh5shh

Фильм «Амурский бастион» (автор сценария, режиссер и оператор – А. Самойлов, художник – А. Лепетухин, 2012) – яркое воскрешение истории Албазинского острога и героического подвига его защитников в 1685-1687 годах. Не зря легендарная фраза «Мы, русские, крепости свои сдавать непривычные…» родилась на берегу Амура при обороне Албазина.

Краткая история Албазинского острога такова. Первое упоминание о нём относится к сентябрю 1650 года, когда Е. П. Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. После зимовки казаки ушли, предав городок огню, но спустя пятнадцать лет здесь снова появились русские крестьяне и промысловики. А в 1682 году уже было основано Албазинское воеводство, включившее в себя территорию Приамурья от слияния рек Аргуни и Шилки до устья реки Зеи. Оно были предметом упорных притязаний воинственных маньчжуров, и пограничный Албазин жил под постоянной угрозой их нападения. В июне 1685 году острог был осаждён, а затем и атакован маньчжурскими отрядами. В результате штурма крепость оказалась разрушенной, а албазинцы отступили в Нерчинск. Прибывшему туда же с вооруженным отрядом специалисту по строительству военных защитных сооружений А. Бейтону было поручено восстановление Албазинского острога. Отстроенный и укреплённый по всем правилам фортификации Албазин в 1686 году вновь был осажден многотысячным маньчжурским войском. Пятимесячные бои и семимесячная изнурительная осада так и не сломили стойкость защитников крепости, которых к концу блокады осталось немногим больше полусотни. Измотанный неприятель вынужден был ни с чем отступить от стен острога. В 1689 году в Нерчинске был заключён договор, по условиям которого Албазин, оказавшийся на китайской территории, подлежал «разорению до основания» и был покинут русскими. Почти 200 лет он играл роль «буферной зоны» на русско-китайской границе, а затем возродился вновь: во времена нового освоения русскими Приамурья здесь была основана уже казачья станица Албазин (ныне – село Албазино).

Сюжет фильма начинается как раз в с. Албазино, которое хранит былые традиции предков-казаков. Зритель может увидеть, как в приграничном селе каждое утро торжественно поднимается русский флаг; послушать интересный рассказ учителя-историка А. Лобанова об особенностях строительства и восстановления албазинской крепости; посетить археологический памятник – городище «Албазинский острог» и комплекс «Казачья изба с подворьем»; увидеть хранящиеся в музее, основанном руками местных энтузиастов,  предметы быта первых поселенцев и выполненный под руководством известного хабаровского архитектора Н. П. Крадина точный макет острога.

Все события защиты Албазина «оживлены» в фильме с помощью замечательного хабаровского художника А. Лепетухина. Его рисунки берут за душу, удивительно доходчиво передавая отчаянное мужество защитников, невероятные страдания жителей, бессильную ярость маньчжуров. Особенно трогательно «рассказана» им легенда о пасхальном поздравлении – одном из эпизодов второй осады.

Судьба крепости вдохновила и другого дальневосточного художника –   А. Сучкова. Его картина «Защита Албазинского острога в 1685-1687 гг.» из фонда Хабаровского музея истории Восточного военного округа – прекрасная иллюстрация к фильму. Кроме того, автор полотна делится со зрителями своими размышлениями о самопожертвовании тех, кто начинал писать историю Дальнего Востока, и о том, как важно о них помнить.

Сила духа защитников Албазинского острога превратила его в непокорённый амурский бастион. И, посмотрев фильм, невольно задумываешься: кто знает, может быть, именно здесь истоки беспримерного мужества защитников Брестской крепости и бастиона Сталинград на Волге?

5697d1f8-f693-5b53-f693-5b1acb7136a7.photo.0

Фильм «Крепость на Тихом океане» (автор сценария, режиссер и оператор – А. Самойлов, 2012) – увлекательный рассказ о строительстве и обороне крепости Владивосток в годы Русско-японской войны 1904-1905 годов. Её оборонительные сооружения в то время были размещены на площади даже большей, чем зона городской застройки.

В конце XIX века русско-японские отношения стремительно ухудшались. Окрепшая Япония жаждала господства в Азии, и для этого готова была начать войну против стоявшей у неё на пути России. Но колоритные кадры кинохроники и фотографии, запечатлевшие повседневную жизнь японских городов и украшающие фильм восточной экзотикой и лёгким юмором, – точное отражение того, как легкомысленно российское общество воспринимало дальневосточного соседа в предвоенные годы. На блестяще вымуштрованных самураев с бесстрастными лицами никто не обращал внимания. Гораздо больше обывателей привлекали утончённые гейши, искусные парикмахеры, любезные фотографы. Тем более, что японские парикмахеры и фотографы (с выправкой офицеров, на которую тоже не обратили внимания) стали довольно привычными в русских дальневосточных городах.

Среди таких городов был и Владивосток. Из-за отдалённости от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь войсками и снабжением, здесь возвели укрепления для круговой обороны, и ещё 1889 году он был официально объявлен крепостью. Фильм представляет интереснейшие факты из истории Владивостока в военные годы, о которых рассказывают профессор ДГТУ Г. Турмов и краевед Б. Шадрин. А вместе с писателем В. Калининым можно даже совершить увлекательнейшее кинопутешествие по оборонительным сооружениям крепости: её тайным подземным ходам, внутренним дворикам, казармам и фортам.

Очень интересен материал о невероятном японском шпионаже (вот здесь время вспомнить о вежливых и, как оказалось, очень наблюдательных парикмахерах и фотографах!). В фильме демонстрируются военные японские карты города и всех его крепостных укреплений, которые просто поражают своей точностью до мельчайших деталей.

В фильме можно узнать и об истории появления подводного флота в России и увидеть посвящённый этому событию памятник. Именно здесь, впервые в мировой военной истории, были применены подводные лодки, в том числе российская субмарина «Сом», которые ещё не вели боевых действий, но устрашающее впечатление производили.

  Говоря о Русско-японской войне 1904-1905 годов, сразу вспоминается подвиг «Варяга» и порт-артурская оборона, но только не «тыловая» крепость Владивосток. А ведь именно она была надежным укрытием для русского морского флота, отвлекала на себя силы неприятеля от слабеющего Порт-Артура и заставила японских вояк отказаться от желания ступить на землю Приморья.

09876789098767890ucvaprolshh843cuyvapr

Фильм «Неустрашимый Венюков» (режиссёр – В. Василиненко, оператор – А. Самойлов, 2013) – киноповесть о неутомимом путешественнике, исследователе, офицере и разведчике Михаиле Ивановиче Венюкове, о славных делах этого незаурядного, мужественного и энциклопедически образованного человека, первого географа Приамурья и Уссурийского края.

Имя М.И. Венюкова увековечено на карте Хабаровского края, и кинорассказ начинается с беседы с жителями с. Венюково Вяземского района об истории названия их села. К сожалению, многие, кроме имени, ничего об этом человеке не знают. Этот пробел и восполняет последующее повествование фильма.

Служба выпускника академии Генштаба М.И. Венюкова началась в 1857 году, когда он был направлен в Забайкалье и на Амур «ради составления военной статистики этого края» и топографических карт. Молодой офицер так блестяще справился с заданием, что привлёк к себе внимание генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва, который в это время искал руководителя для будущей сухопутной экспедиции на реку Уссури «для открытия вдоль её сообщения с гаванями Японского моря (Владимирскою и Ольгинскою)». Отважный и пунктуальный 26-летний Венюков подходил для этого как нельзя лучше.

В конце весны 1858 года М.И. Венюков отправился в путь. 31 мая он вместе с солдатами 13 линейного батальона под руководством Я. Дьяченко высадился на берег около живописного амурского утёса, положив начало истории поста Хабаровка (будущего Хабаровска). А уже 1 июня с пятнадцатью своими спутниками отправился из казачьей станицы Казакевичево в экспедицию на восток, вдоль Уссури. Благодаря фильму, зритель имеет уникальную возможность совершить увлекательное «путешествие» вместе с ним: удивиться обилию рек – от неторопливой Кии до бурного Хора; познакомиться с гольдами и орочами, поражающих «дружбой с природой»; воочию увидеть красоту озера Ханка и подняться на перевал Сихотэ-Алиня, где ныне установлена мемориальная стела, что хребет впервые покорён русскими людьми.

Ещё во время путешествия Венюков составил обширный экспедиционный отчёт «Описание реки Уссури и земель к востоку от неё до моря», который получил очень высокую оценку Русского географического общества. В отчёте описана физическая география вновь открытого края, представлен быт его крайне редкого населения и дана оценка возможных перспектив дальнейшего заселения и освоения. Некоторые прижизненные издания очерков Венюкова с картами и автографами автора ныне хранится в научной библиотеке Российского географического общества, и в фильме можно их увидеть и «полистать».

Несколько эпизодов в фильме посвящено последующей карьере Венюкова. Она была связана с захватывающими путешествиями с научными и военно-разведывательными целями и продолжалась в самых разных местах России и за рубежом.

На российский Дальний Восток М. И. Венюков больше никогда не вернулся, но никогда о нём не забывал. И поэтому незадолго до смерти, наступившей в 1901 году в одном из парижских госпиталей, он составил завещание, в котором вспомнил и селение Хабаровку, и Владивосток, и село Венюково на Уссури, где ярко проявился его талант географа-исследователя и где прошла лучшая часть жизни неустрашимого офицера Венюкова – первого  европейца, ступившего на уступы Сихотэ-Алиня.

shbegnzhshhshhdsh5sh78-ehzhshhdshlgnrepa

Фильм «Забытая война» (автор сценария, режиссер и оператор – А. Самойлов, 2013) – своеобразная притча о героических и трагических событиях обороны Благовещенска в 1900 году: необъявленной войне, больше походившей на разбойный набег с целью грабежа и убийства; предательской бомбардировке беззащитного города; мужестве его горожан и «благовещенском утоплении».

Военные события на Амуре, произошедшие летом 1900 года, явились отголоском Ихэтуаньского («Боксёрского») восстания на севере Китая против иностранцев, экономическая деятельность которых создавала крайне серьёзные проблемы для местного населения. Фильм рассказывает о первых кровавых акциях «боксёров», которые были направлены против русского населения в Маньчжурии, работающего на строительстве КВЖД. Следующей их целью было русское Приамурье, которое китайцы считали (да и сейчас продолжают считать) своим и его форпост – Благовещенск.

Далее сюжет фильма повествует о героической обороне города в июле 1900 года. Первые выстрелы прозвучали 1 июля (по старому стилю), когда китайская батарея обстреляла идущие по Амуру русские пароходы «Михаил» и «Селенга». Этот случай сочли очередной провокаций, которые регулярно случались в неспокойном приграничном районе. Но на следующий день по Благовещенску и его мирно гуляющим жителям был открыт массированный ружейный и орудийный огонь. Город был практически беззащитен, так как после начала бунта в Китае все находившиеся в нём воинские части вместе с отрядом добровольцев направились на охрану объектов КВЖД. Сознавая, какая опасность нависла над Благовещенском, горожане сами встали на его защиту. Сохранились имена благовещенцев, которые проявляли в эти дни чудеса героизма, и в фильме рассказывается об одной такой «амурской героине» А. И. Юдиной. Благодаря самоотверженности жителей города, через 18 дней стало понятно, что он китайцам не по зубам.

О событиях военной истории Благовещенска того времени увлекательно рассказывают сотрудник Амурского краеведческого музея В. Обеленцев, доктор исторических наук, профессор А. Алепко, а старший научный сотрудник Дальневосточной научной библиотеки Т. Кирпиченко не только дополняет их рассказы интересными фактами, но и демонстрирует редкие книги о трагедии 1990 года на Амуре. Также яркой иллюстрацией этих событий являются графические вставки, воссоздающие напряженную атмосферу тех дней, тяжёлые воспоминания очевидцев и, конечно, богатейшая коллекция фотоматериалов.

Преклоняясь перед заслугами жителей Благовещенска в нелёгкие дни осады, Приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков «пожелал запечатлеть на полотне… подвиг доблестных граждан», и вот уже более 100 лет в Амурском областном краеведческом музее хранится картина «Оборона Благовещенска», написанная в 1902 году художником Императорской академии художеств А. А. Сахаровым. Фильм даёт зрителям возможность внимательно рассмотреть это живописное произведение.

Но «прославился» город в эти дни ещё одним событием, которое вошло в историю как «благовещенское утопление». Разворачивалась нешуточная война с Китаем, и, по законам военного времени, подданные враждебной страны подлежали депортации, а в Благовещенске они населяли целый квартал. Фильм даёт возможность «побывать» в китайские жилищах, рассмотреть в них милые бытовые безделушки, ознакомиться с повседневной жизнью мирного города, в котором на привычных и трудолюбивых китайцев ещё никто не смотрел как на врагов.

Приказ о выселении «поданных империи Цин» из всех населённых пунктов по русскому берегу Амура был получен везде, однако только в Благовещенске он был выполнен так страшно. Если в остальных городах и поселках китайцы были аккуратно перевезены на противоположный берег на лодках, то здесь несчастных заставили добираться на китайскую сторону вплавь, загоняя в Амур оружейным огнём и не щадя никого. Для нескольких тысяч людей этот путь оказался последним…

Конечно, трудно оправдать такую жестокость, но над головами милосердных жителей Хабаровска и других поселений не свистели пули, а «жестокосердные» благовещенцы в это время хоронили своих убитых, выхаживали покалеченных и ждали мучительной смерти.

Лейтмотивом всего киноповествования звучит мысль о том, что война – дикое и грязное дело, где чудовищным образом переплетаются героизм, жестокость и страдания ни в чём не повинных жертв. Наверно, поэтому и нужны фильмы о «забытых» войнах, чтобы не забывать об этом никогда.  Фильм «Хозяйка залива Счастья» (автор сценария и режиссёр – А. Самойлова, оператор – А. Самойлов, 2013) – киноновелла о Женщине. История Дальнего Востока тесными узами связана с именем Геннадия Ивановича Невельского, а судьба самого бесстрашного капитана тесно переплетается с именем Екатерины Ивановны Невельской, его Катеньки.

i (4)

Сюжет фильма охватывает дальневосточный период её жизни (1851-1856), совпавший с пятилетием супружества Невельских и Амурской экспедицией. А начинается эта история удивительной любви на рождественском балу в Иркутске, в 1849 году, когда племяннице губернатора, восемнадцатилетней Кате Ельчаниновой, был представлен командир военного транспорта «Байкал» Геннадий Невельской. «Я счастлив, я готов на подвиг для Отчизны», – писал влюблённый Г. Невельской накануне свадьбы. «Мой муж – такой благородный, безукоризненный герой, …любовь которого – моя гордость и будет для меня сильной опорой в испытаниях, которые меня, может быть, ожидают впереди», – вторила ему Е. Невельская вскоре после неё.

А испытания не заставили себя ждать. Вскоре после свадьбы он начал готовиться к отправке в экспедицию. Это был его долг, и она его поняла и приняла. «Я была бы самая низкая, если б осталась сидеть спокойно под защитой, в то время как муж рисковал бы жизнью и боролся за свою честь и честь Отечества», – сообщила она родным и последовала за ним.

О данном путешествии и многих других фактах из жизни этой благородной женщины с большой любовью рассказывает историк Н. Зуева, занимающаяся исследованием писем Е.И. Невельской. Кроме того, в фильме звучит много отрывков из них, прочитанных от имени главной героини, и создаётся удивительная иллюзия, будто Екатерина Ивановна сама делится со зрителями своими переживаниями и впечатлениями.

А уж впечатлений было много. Впервые увидев это зимовье, куда экспедиция прибыла, наконец, после нескольких недель пути, Катенька расплакалась. Глядя на старые фотоснимки этого поселения, становится понятным, почему. Молодая, красивая, с блестящим образованием в лучших традициях Смольного института женщина, которая могла бы стать украшением самого изысканного светского салона, попала буквально на край земли, пустынный и заброшенный.

Но впечатлительность ещё не означает малодушия. Вскоре убогое жильё начальника экспедиции превратилось в гостеприимный дом, куда юная хозяйка вдохнула душевное тепло и уют. На Петровской косе, куда медведи заходили чаще, чем гости, появился огород. Над пустынными просторами зазвенел детский смех. А долгие одинокие вечера для уставших офицеров превратились в задушевные посиделки, где сахар был роскошью, но всегда в избытке – музыка и поэзия. «Наша пустыня не так пуста, если есть в ней Екатерина Ивановна», – вспоминал один участников экспедиции.

Самое удивительное, что всё это создавалось ею в тяжелейших условиях, в которых жила Амурская экспедиция. Кинопрогулка с археологом Н. Слижевым по Петровской косе полностью подтверждает непригодность этих красивых, но диких мест для проживания. Однако, как следует из его рассказа, члены экспедиции не только жили, но и проходили десятки тяжёлых километров, метр за метром открывая и изучая ещё неведомые земли, которым предстояло стать русскими. В этой экспедиции жертвовали всем, и крест на могиле двухлетней дочери Невельских Катеньки – самый впечатляющий памятник отваге русских военных моряков и верности их жён.

Всё повествование фильма сопровождает музыка Шопена и Бетховена, Моцарта и Дебюсси. Нежная и мужественная, задумчивая и оживлённая, воздушная и страдающая, – именно такая, какой и была Екатерина Ивановна Невельская – удивительная «хозяйка залива Счастья», душа и звезда Амурской экспедиции.

Представленные фильмы – лишь небольшая толика удивительного «исторического» творчества Дальневосточной киностудии. Удивительного, потому что в каждом их них ощущается «присутствие» авторов, их искреннее уважение к своим героям и любовь к истории родного края. Каждый фильм – глубокое историко-познавательное произведение, основанное на тщательно выверенных научных фактах, озвученных научными, музейными и библиотечными работниками и проиллюстрированных огромным количеством редких книжных, фото- и киноматериалов. Несомненна их просветительская ценность, так как во всех работах использованы обширнейшие коллекции различных музеев страны. Фильмы дают возможность зрителям посетить эти отдалённые музеи, в которые, скорее всего, они никогда не попадут в реальной жизни. Кроме того, велика эстетическая ценность этих видеоработ.  Какова бы ни была тематика фильма, обязательным его элементом являются кадры, раскрывающие необыкновенную красоту дальневосточной природы. Они знакомят зрителя с рисунками, живописью, прикладным искусством прославленных художников и народных мастеров, предметами старинного быта, интерьера, архитектурными памятниками, современными работами в жанре компьютерной графики. Одним из несомненных достоинств фильмов является тонко подобранное музыкальное оформление из произведений В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. Бетховена, Д. Шостаковича, И. Стравинского, С. Рахманинова и многих других композиторов.

Всё вышесказанное позволяет с уверенностью констатировать, что цикл представленных видеофильмов долгие годы будет интересен и полезен для людей с разными вкусами и любого возраста. Но особенно незаменимым подспорьем они являются в деле воспитания молодого поколения, формирования его патриотизма, нравственных идеалов и истинной образованности. Н. Г. Чернышевский когда-то сказал: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории родной земли».

Ю.В. Ястребова