Вилко Джонсон – важный герой британской рок-культуры 70-х, пионер панк-движения и бывший гитарист группы Dr. Feelgood. Его характер, как и род деятельности (понятно, что одно гармонично вытекает из другого) точнее всего можно обозначить одним словом – «экстравагантный». Он сам выбрал себе жизнь, в которой все происходит наоборот. Вот и сценический псевдоним он получил, вывернув наизнанку свое настоящее имя: Джон Вилкинсон. Один раз панк – всегда панк. Даже столкнувшись с серьезным заболеванием – раком поджелудочной железы – Вилко не торопится опускать руки. Выбирая между доктором и хорошим на- строением, он явно делает ставку на второе. Врачи прочат тебе всего десять месяцев? Что же, какой смысл тратить их на капельницы и больницы. Куда лучше отправиться на гастроли в Японию, в Киото. Здесь Вилко днем посещает затерянный в горах монастырь («если у вас есть возможность посетить только одно место на земле, отправляйтесь именно сюда»). А вечером дает залихватский концерт в стенах тесного клуба. В лучших традициях британского паб-рока. Завершает свое выступление он кавером на Johnny B. Goode Чака Берри. И это тот случай, когда хрестоматийные «Bye, bye Johnny» звучат одновременно легко и зловеще. Вилко-Джонни на полном серьезе считает, что больше сюда не вернется. Уникальный характер главного героя делает его полноправным соавтором фильма. И все же автор номер один – режиссер Джулиен Темпл. Еще один эксцентричный англичанин, поклонник Жана Виго и классической британской рок-сцены. По его воле рассказ о тяжелом заболевании превращается в разговор один на один с собственной смертью. Причем в этой роли снялся все тот же Вилкинсон – натурально – в черном балдахоне и с косой в руке. Чтобы скрасить ожидание конца, Джонни и Смерть, в лучших традициях мирового кинематографа, игра- ют в шахматы. Это не единственный оммаж классическому кино. По форме «Экстаз» – эстетский коллаж, сотканный из цитат из лучших образцов мировой культуры. Рассказ о переживаниях надвигающегося конца иллюстрируют кадры из «Сталкера» Андрея Тарковского и «Орфея» Жана Кокто. А когда собственных слов оказывается мало, с экрана звучит монолог Гамлета и стихотворение еще одного любимца Темпла, Сэмюэла Тейлора Кольриджа. И все же самый эффектный сюжетный ход подсказывает сама жизнь. Повернув в одночасье болезнь вспять, она отправляет своего героя на еще один, дополнительный круг. Словно Сталкер, он зашел в Зону, но смог вернуться. Смерть позволила пережить Вилко этот экстаз, чтобы Джонсон и Темпл поделились им с каждым из нас.

Никита Карцев

Источник: официальный сайт фестиваля