Почему фильм «Человек с киноаппаратом» был так дорог Дзиге Вертову

3_61385e7f

21 декабря 1895 г. (по юлианскому календарю) в г. Белостоке Гродненской губернии Российской империи родился Давид Абелевич Кауфман. В историю мирового кинематографа он вошел как Дзига Вертов, советский режиссер и сценарист, теоретик кино, считающийся одним из основателей мировой документалистики.

15_9a5ed34b

Уже из имени режиссера можно вывести его теорию съемки и монтажа: жужжащий волчок в движении. Вертова интересует неустанное, неподдельное движение жизни, человека, машины. Лукавыми и прокаженными называет он постановочные, театрализованные кинофильмы. Он ищет истинный язык кино, он видит кино как отдельный вид искусства, который достоин стоять наравне с прочими, а не только служить им. «Всевидящее око» киноаппарата по Вертову обладает особым зрением, отличным от человеческого, и должно быть призвано пристально смотреть на мир, видеть его насквозь – такова сила «микроскопа и телескопа времени». Фрагменты в готовой ленте должны быть собраны воедино, не искажая реальные события, не нарушая первобытность жизни, но передавая ее через ракурсы, светотени, внутрикадровое движение и, конечно, ритм – один из ключевых аспектов монтажа Вертова.

12_f412f21b

Режиссер Вертов участвует в монтаже первого советского киножурнала «Кинонеделя», во время Гражданской войны работает в агитпоездах; снимает, снимает, монтирует – киножурналы, собственные фильмы, пишет сценарии и статьи по теории кино. Снимает фильмы и во время Великой Отечественной. Последние десять лет своей жизни Дзига Вертов работает режиссером и монтажером киножурнала «Новости дня».

10_7abef6d9

«Человек с киноаппаратом» является одним из наиболее ярких произведений Вертова, полно передающим его творческие поиски. Хаотичность и небывалая для того времени скорость смены кадров, внезапные планы и смелый монтаж, ломающий линейность повествования, хаотичность, избыточность, ритм и музыка кадров – все эти эксперименты были направлены на создание того самого «абсолютного языка кино».

15_9a5ed34b

Современники реагировали на фильм и холодно и горячо, но редко – положительно. Тем не менее именно эта пестрая черно-белая экспериментальная картина считается классикой документального кино.

Источник: Российская газета