В среду, 12 ноября, показ конкурсных кинолент открыла картина Юрия Дукина «Святой Иоанн Сан-Францисский» (США, 2014). Рассказывать о жизни святого – работа, требующая особого отношения, особого внутреннего склада, способности чутко и деликатно передать то, для чего и слова бывают малы: святость, подвиг, подвижничество. Порой киноязык оказывается богаче нашего языка, lingua – на помощь приходят и свет, и музыка, и режиссерский взгляд, выделяющий те или иные мотивы. Документальный Фильм «Святой Иоанн Сан-Францисский» рассказывает историю своего героя. Картина интересна также и тем, что подробно освещает прошлое и настоящее Русской православной церкви за рубежом.

Следующим фильмом, продолживший фестивальный день, стала картина Сергея Ястржембского «Дед Степан, Мартьян и Мамелфа… Или русские староверы в Боливии». Приходилось ли вам слышать старославянскую речь на фоне тропических лесов? Видеть мужчин в косоворотках и девушек в русских сарафанах среди пальм? Знакомьтесь – это община русских старообрядцев в Боливии! Картина в первую очередь захватывает своей экзотичной темой, но кроме этого в деталях посвящает нас в быт старообрядческой общины в странах Южной Америки. Кто-то умилялся, когда герои фильма говорили о «кокосовой бражке», кто-то с интересом узнавал, как ловко работают староверы, являясь одной из самых зажиточных общин в Боливии.

Фильм «Долгая дорога судьбы» (Китай, 2009) представил молодой режиссер Дмитрий Лю. В центре внимания картины – история его бабушки, Елизаветы Кишкиной, которая в начале ХХ века вышла замуж за Ли Лисаня, стоявшего у истоков создания китайской коммунистической партии, сподвижника Мао. Вместе с мужем героиня пережила все самые страшные события прошлого столетия, включая культурную революцию 68-го. Все годы своей жизни в Китае она посвятила развитию русской культуры, и этот путь продолжает вся ее семья. Картина полна любви: любви внука-режиссера к своей бабушке, к своим корням, любви героини к своему супругу, своей Отчизне. «Это, прежде всего, интернациональная любовь, любовь русской девушки к китайскому революционеру», — рассказывает Дмитрий Лю. – «Я идеалист и верю в искреннюю чистую любовь, в то, что она есть и будет, и этот фильм хотел показать, как пример этой любви».

Картина белорусского режиссера Людмилы Клинцовой «Петр Шумов. Черно-белая судьба» дарит зрителю не только интересную документальную историю, но и заряд вдохновения. Фильм, который смотрится на одном дыхании (что не всегда можно встретить в документальном жанре), знакомит нас с жизнью Петра Шумова (которая отнюдь не черно-белая, а полная ярких красок и неожиданных поворотов). Молодой революционер, спасаясь от гонений в начале ХХ века, бежит из Российской империи во Франции. В поисках заработка он берется за фотоаппарат и… становится первым фотохудожником Европы! Есть фильмы, после которых хочется что-то делать, быть смелее, браться за самые смелые творческие проекты. Фильм про Петра Шумова как раз из таких. Кроме того, никогда не лишне узнать, чьей руки те самые известные портреты Цветаевой, Маяковского, Энштейна, Родэна и других героев начала ХХ века.

Закрывала конкурсный день игровая картина Робера Энрико «Ветер с Востока» (Франция-Швейцария, 1993). В основе сюжета – события Второй Мировой войны, история армии генерала Смысловского, русского офицера, надевшего форму Вермахта. Интерпретация исторических фактов, способность смотреть на одно и то же событие с разных сторон – дело непростое, неудивительно, что кинолента вызвала бурную и неоднозначную реакцию зрителя. Однако фильм в первую очередь является произведением искусства, и оценивать его необходимо с позиций кинематографических. «Культура всегда помогает укреплению отношений между странами», — отметил Симеон Мирзаянц, атташе отдела кино Французского Института в России. – «Кино связывает наши культуры, в фильме можно показать очень многое и выразиться ярче, сильнее, что помогает нам лучше понять друг друга».

VIII Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» продлится до 14 ноября: впереди еще целый конкурсный день и главная интрига – кому достанется главный приз? Напомним, что в этом году, помимо основной награды, вручается также специальный приз от журнала «Геополитика».

Автор текста: Наталья Полыця