Чего только не было в День российского кино в Хабаровске. Были скидочные акции и ночные киномарафоны, бесплатные кинопоказы и концерты. Только вот всенародного праздника не было.

И то сказать, времена, когда народ ходил с лозунгами «Мы идем смотреть «Чапаев»!», канули в лету. Тем не менее на дворе у нас официально продолжается «Год российского кино» и посему апофеоз различных мероприятий ожидался именно в минувший уик-энд.

Некоторые из этих акций откровенно «удивляли»: так, «Фабрика грез» внезапно предлагала в этот день своим гостям репертуарные ленты отечественного производства — боевик «Спарта» и фэнтэзи «Ночные стражи» — всего за 150 руб.! Видать, совсем всё грустно с новым русским кино…

Кинотеатр «Гигант» подошел к этому делу более основательно, устроив в ночь на субботу настоящий киномарафон из 9 лент. Правда, лишь два из них (все те же «Спарта» и «стражи») были российскими, да и чего-то эксклюзивного «гигантисты», проводящие подобную акцию уже шестой год подряд, на этот раз не приготовили. Ну так и мероприятие, которое организаторы раскручивали несколько недель, позиционировалось в основном как коммерческое мероприятие, которое стоило от 400 до 600 руб.

Den_kino_v_Habarovske_2
Документалист Альберт Самойлов на премьере своего нового фильма. Фото Дмитрия Судакова

В это же вечер свою очередную акцию под рубрикой «Библиодвор» устроили и в Дальневосточной научной библиотеке. И это мероприятие, входной билет на которое стоил те же 150 рублей, пожалуй, больше всего подходил под формат культурного праздника, претендующего на синтез разных видов искусств: живая музыка, фотозона, выступление театральных артистов, литературная викторина, пение в караоке любимых кинопесен. Да и к выбору ленты для кинопоказа — «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой — особых претензий нет, разве что снята любимая многими картина еще в СССР. Так, и проект летнего кинотеатра «Книги можно не только читать» носит больше ностальгический характер.

Зато в субботу утром в кинотеатре с обязывающим названием «Совкино» можно было больше почерпнуть информации о том, что происходит ныне в российском кинематографе. Документалисты «Дальневосточной киностудии» пригласили всех своих друзей на премьеру нового фильма компании с оригинальным названием «Миссия дружбы».

Мы уже не раз рассказывали о хабаровских кинематографистах, которые ныне выживают, как могут: в основном, за счет лент, снятых для различных компаний и предприятий, изредка — за счет госзаказа. Тематика, понятно, сузилась – в основном, это историко-патриотические или беспроигрышные видовые ленты о красотах и обитателях дальневосточной природы.

Вот и новая лента режиссера Альберта Самойлова — исторический этюд о первом визите в середине ХIХ века в Японию российских моряков под командованием адмирала Путятина и подписании Симодского трактата, первого договора о дружбе и торговле между нашими странами. Казалось бы, сколько подобных лент мы уже видели? «Миссия дружбы» поначалу охотно встраивается в этот официозно-исторический ряд: закрытые самураи, душевные русские, оптимистический хеппи-энд.

К счастью, заскучать зрителю не дает ряд любопытных исторических, да и просто визуальных находок, сделанных авторами. О многом заставляет задуматься и финал ленты, в котором известный дипломат Александр Панов, больше 15 лет проработавший в Японии, в том числе послом России, предельно откровенен: отношения между странами сегодня особо не развиваются, наша политика в отношении Японии близка к «легкомысленной», а то, что японцы относятся к нам, мягко говоря, без особой симпатии, это в нынешней ситуации — еще неплохо.

Den_kino_v_Habarovske_3
Зрители фильма «Миссия дружбы» делятся своими впечатлениями. Фото Дмитрия Судакова

То же самое, пожалуй. Можно было сказать и о современном российском кинематографе — после премьеры ленты авторы еще долго рассказывали о том «внимании» и «поддержке», которое уделяют им ныне в краевом минкульте. Хотя сегодня хабаровские кинематографисты вроде бы — на слуху: в сентябре почти десяток уже не раз награжденных лент «Дальневосточной киностудии» покажут на различных киносмотрах и форумах нашей страны.

Увы, нет пророка в своем отечестве — Год кино у нас, похоже, проводится лишь для жирной чиновничьей «галочки». В этом можно было убедиться в тот же вечер во время широко разрекламированной первой всероссийской акции «Ночь кино».

В крае бесплатные показы в рамках акции должны были пройти на девяти площадках – в Ванино, Совгавани, Чегдомыне, Солнечном, Вяземском, Амурске, Бикине, Николаевске-на-Амуре и Хабаровске. Печально, но в Комсомольске-на-Амуре это мероприятие не состоялось, как рассказали прессе тамошние активисты, муниципалитет подавал свою заявку на участие через Минкульт, но «в пути по инстанциям, видимо, вышла какая-то накладка, и до Москвы она не дошла».

Тем же кому повезло, показывали 27 августа три ленты – анимационную ленту «Смешарики. Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова, спортивную драму «Легенда № 17» Николая Лебедева и военную драму «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. Их якобы выбрали из 18-ти картин путём голосования на официальном сайте Года российского кино.

Den_kino_v_Habarovske_4
На акцию под аркой Гродековского музея пришло немало благодарных зрителей. Вот только организаторы акции особо их ничем не побаловали. Фото Дмитрия Судакова

В Хабаровске местом проведения «Ночи кино» стала арка Гродековского музея, где фильмы показывали на свежем воздухе. Чуть раньше на площадке в районе утеса с концертом с кинохитами выступал Дальневосточный симфонический оркестр. Правда, знали об этом концерте немногие.

Также, как немногие, судя по всему, знали в городе о проведении «Ночи кино» возле музея. Те, кто не пришел сюда, потеряли немногое. Ровно в 20.00 «механик» молча врубил диск со «Смешариками» и — показ начался. Никаких вице-губернаторов и прочих почетных гостей (как во Владивостоке), никаких файер-шоу (как в Благовещенске), никаких театрализованных мероприятий (как в Биробиджане) или просто вступительных речей мы не заметили. Дожидаться полуночи на этом скромном празднике кино мы не стали — диск со «Смешариками» у нас и дома есть…

Вместо справки

День российского кино — профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в РФ. Напомним, во всем мире День кино празднуют 28 декабря, ведя отсчет истории от первого публичного показа фильмов братьями Люмьер в Париже. У нас же, как водится, и здесь оказался свой собственный путь.

Напомним, 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.

Конечно, для советского государства, которое устами вождя мирового пролетариата В.И. Ленина быстро определило роль синематографа среди искусств как «важнейшую» (при этом имелась в виду именно пропагандистская роль кино), получение такого куша можно было считать праздником. Однако для многих деятелей молодого российского кино, которое к моменту национализации имело на своем счету немало достижений и «звезд», революция и ряд последующих событий стали настоящей трагедией.

И лишь в 60-е годы, когда на первый план вышло поколение, выросшее уже в советское время, сами кинематографисты стали праздновать свой профессиональный праздник 27 августа. С 1980 года «День советского кино» отмечался уже официально.

Впрочем, начиная с перестроечных лет, когда началось переосмысление незыблемых советских догм, праздник стал менять название («День кино», «День кино России», «День российского кино»), а также даты — так, в бурные 90-е годы его отмечали 28 декабря, объединив с Международным днём кино.

Den_kino_v_Habarovske_5
Киноплакат к фильму «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908 г.

 Распад СССР отразился и на киношном празднике в бывших национальных республиках. К примеру, в Азербайджане и Украине обзавелись собственным «Днем кино», начав гордо вести его родословную от первых дореволюционных документальных лент национальных авторов.

В России на какое-то время популярной была идея считать вехой рождения национального кино первую художественную постановку — фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 октября 1908 года. Однако то ли неоднозначная фигура создателя «фильмы» — скандального репортера и, как было принято писать в СССР, «кинодельца» (на самом деле продюсера, фотографа и оператора) Александра Дранкова — смущала соотечественников, то ли в силу разобщенности современной российской киносреды, но в итоге праздничный вопрос взяли в свои руки чиновники.

Результат был предсказуем: так же, как немногим ранее, был реанимирован советский гимн, так и деятели минкульта в начале 2000-х годов постановили вновь отмечать отдельный российский кинопраздник в тот день, когда государство когда-то поглотило самобытное российское кино, — 27 августа. Что, на мой взгляд, вполне справедливо: какой праздник — такое у нас сегодня и кино…

Дмитрий Судаков

Источник: День кино в Хабаровске