В российский прокат вышел документальный фильм «Citizenfour: Правда Сноудена», который получил в этом году премию «Оскар».

Посмотрев картину, кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин согласился с вердиктом американской киноакадемии. Дело совершенно не в том, что Эдвард Сноуден — возможно, самая скандальная и яркая фигура последних двух лет, бывший сотрудник американских спецслужб, разоблачивший своих работодателей на весь мир, — в последнее время скрывается от судебных и правоохранительных органов США в России: этот фильм должен посмотреть каждый, и не только в нашей стране, но вне зависимости от того, где он живет. Нет, не потому, что Америка — сверхдержава, о преступлениях которой необходимо знать всем: хотя ясно, что слежка ведется не только за гражданами самих США, но практически за всем миром. Просто это невероятно важный прецедент: одиночка, который бросает вызов самой мощной государственной системе мира, в новых условиях, когда не существует оружия сильнее, чем информация, — и выигрывает в этом противостоянии. И знать об этом, а также понимать это, необходимо. Режиссер Лора Пойтрас — конечно, не выдающийся художник, и вообще она больше журналист, чем кинематографист, хотя это не первая ее документальная картина. Однако «Оскара» «Citizenfour: Правда Сноудена» получил по заслугам, и не только, как уникальный источник информации, а именно как фильм. Дело в том, что перед нами здесь — созданный скупыми средствами образ человека, который своим примером доказывает несколько важнейших тезисов. Во-первых, сегодня, в эру Интернета и мобильных телефонов, невозможно надеяться на независимость от государства: это не паранойя — Большой Брат действительно следит за всеми нами. Во-вторых, подслушивание, подглядывание, да и просто ложь — это плохо, а защита частных интересов и права на личную жизнь должны быть незыблемыми: кем бы ни был Сноуден, за чью команду он бы — осознанно или нет — ни играл, он сообщил миру именно об этом. Тем более что фильм тем и отличается от телерепортажа, что нам не обязательно пытаться выяснять, кто такой Сноуден на самом деле, какими были — или даже будут — последствия его поступков и слов, и не скрывается ли за этими действиями какой-то умысел, что вполне вероятно. Фильм просто показывает, как одиночка при помощи журналистов смог бросить вызов сильнейшему из Голиафов: не исключено, что именно эта коллизия делает Сноудена похожим даже внешне на Гарри Поттера, хотя и выросшего — хрупкий, в очочках. Это фильм без хэппи-энда — с открытым финалом, что тоже справедливо. Но все-таки финал счастливый, и на промежуточном этапе победа Сноудена бесспорна. Почему? Да хотя бы потому, что картина эта показывается и в Европе, и теперь в России, где документальное кино на широких экранах — не частый гость, и в Америке, где ему не побоялись дать «Оскара».

Источник: интернет-сайт radiovesti.ru