Фестиваль «Соль Земли», проходивший в Самаре совсем недавно, мне запомнился возможностью запросто поговорить с известными и начинающими режиссерами (вот же они, сидят рядом с нами в зрительном зале). А еще все желающие могли свободно посетить творческие встречи с мастерами киноискусства.

18 сентября в Самарский государственный университет приезжал Николай Волков, член жюри фестиваля, оператор, лауреат российских и международных кинофестивалей, заведующий кафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. В его творческом списке более 80 документальных и игровых кинолент. Николай Василевич встретился со студентами-журналистами, показал два своих фильма и немного (на все не хватило времени) рассказал о профессии.

Придумать эпоху
Документальный фильм «Иоанн да Марфа» посвящен событиям конца 16 века. Иван III разгоняет Новгородскую вечевую республику и устанавливает свою самодержавную власть. «Настройтесь на сложный текст. Примерно как «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Главное – успеть понять и разобраться. Тогда вы получите новую информацию по истории России или увидите кинематографическое решение каких-либо эпизодов», — советует Николай Волков.
«Иоанн да Марфа» — очень образная картина. Весь видеоряд – поток ассоциаций. «Это вымысел, который я создаю, когда представляю эту эпоху на основе живописи, игровых фильмов. Весь Новгород придуман мной. Я убрал лишние столбы, перекрасил крыши», — объясняет гость.
В фильме много пауз. Текст неожиданно прерывается, перед глазами мелькают кадры, и ты пытаешься собрать воедино свои разрозненные ощущения. «Невозможно переварить этот сложный текст. Надо его хоть чуть-чуть представить. Человек интересующийся слышит отголоски предыдущего эпизода», — говорит режиссер и оператор фильма.
«Когда возник лицей» — вторая картина, которую Николай Васильевич показал студентам. И снова история нашего государства разворачивается прямо перед глазами: Императорский Царскосельский лицей, только-только открывший свои двери для первых учеников – А.С.Пушкина, В.К. Кюхельбекера, И.И. Пущина, А.М. Горчакова.

Отсекая лишнее
Современные технологии принесли новые возможности: у многих есть камеры, фотоаппараты и мобильные телефоны. Вместе с технологиями почему-то пришло ошибочное понимание, что сделать фотографию или снять фильм – это очень просто.
«А как же владение композицией, цветом, светом, ракурсом, оптикой?» — спрашивает Николай Васильевич. — Когда я поступил во ВГИК, в павильонах стояли огромные старые камеры – на треногах, с коробкой-гармошкой. Изображение в них появлялось вверх ногами. Жутко неудобно. Тогда мы удивлялись и негодовали: как же так, везде такая оптика, такая аппаратура! Потом поняли. С этой камерой мы не могли тысячу раз переснимать один и тот же кадр. Начинали задумываться над каждой деталью».
По мнению Николая Волкова, работа над созданием фильма, равно как журналистика, фотография, подобны работе скульптора. Нужно отсекать лишнее. И тогда получится достойный результат.
Тайны кинематографа, как и любой деятельности, открываются с опытом. Получается, что дороги перед нами открыты – сейчас стало гораздо проще этот опыт получить. Было бы желание. «Документальное кино – особая форма. Соединение живописи, литературы, архитектуры и авторского видения. Мне всегда в большей степени интересно изобразительное решение», — говорит Николай Васильевич.
На прощание гость пожелал студентам как можно чаще находить вдохновение.

Александра Мишина

№148 (6816) от 07.10.14

По материалам портала «Самарские известия»