11 октября, в Екатеринбурге стартует XXVII Открытый фестиваль документального кино «Россия». В конкурсной программе – 33 фильма из России, Литвы, Грузии и Армении. Некоторые члены отборочной комиссии считают, что нынешняя конкурсная программа – сильнейшая за пять последних лет. Что же, попробуем разобраться, чего нам ждать от нынешнего фестиваля, какие фильмы нельзя пропустить, а также в том, как изменилось документальное кино за последний год.

От селфи-фильма до исповеди

Два года назад мы отмечали, что фестиваль документального кино существенно помолодел – впервые за долгое время треть программы состояла из работ дебютантов. Примерно та же ситуация сложилась и в прошлом году. На фестивале нынешнем нам предстоит увидеть семь дебютов, поэтому уже смело можно говорить, что одна из главных тенденций в документальном кино сегодня – смена поколений. Другое дело, что подарят зрителю эти перемены, ведь молодые режиссеры даже не пытаются обращаться к опыту предшественников.

– Молодежи, безусловно, свойственен поиск, – говорит программный директор фестиваля Инна Демежко, – и в своем поиске они не оборачиваются на историю. С негативными последствиями этого явления в общем-то все понятно, но есть и положительные. Потому что человек никогда не создаст собственный язык, если не будет экспериментировать. Другое дело, что молодежь еще только в начале пути, поэтому удачных экспериментов в документальном кино пока совсем немного. К лучшим могу отнести жанровый эксперимент – то направление, которое два года назад мы с вами назвали «селфи-фильмами». За это время жанр развивался, и сегодня его называют «я-фильм» или «фильм-исповедь».

И в конкурсной программе есть пример этого жанра – сняла фильм-исповедь студентка ВГИКа Владлена Санду. Картина «Святый Боже» – рассказ девушки о себе, своей жизни, своих воспоминаниях. Часто режиссер снимает себя крупным планом, обращаясь к зрителям.

Прорыв якутского кинематографа

Еще одна тенденция, которая оформилась за пару последних лет, – процесс регионализации в документальном кино. Это значит, что не только московские и питерские режиссеры будут удивлять нас своим творчеством – в программе снова студии Новосибирска, Перми, Краснодара и даже Якутска. О якутском кинематографе надо сказать подробнее. Уже довольно давно ходят разговоры о том, что в Якутии открывают большую государственную киностудию. Более того, на Уральском открытом фестивале российского кино фильм якутского режиссера Татьяны Эверстовой был назван лучшим дебютом. Но пока прорыв якутского кинематографа относится только к игровым картинам, в документальном же кино громких успехов еще нет, это направление в Якутии еще только нарождается. А в конкурсной программе фильм о Якутии представит режиссер из Москвы – Михаил Барынин. Картина «24 снега» уже на многих киносмотрах взяла всевозможные призы, теперь, наконец, оценить ее представится возможность и свердловчанам.

Кроме того, именно эта картина – яркий пример еще одной тенденции в документальном кино. В этом году публику фестиваля должна впечатлить не только картинка, то есть операторская работа, но и звук. Саундтрек придает фильму «24 снега» невероятную стильность, а в сочетании с кадрами якутской природы музыка производит потрясающее впечатление на зрителя.

Невыносимый климат арктической Якутии. Вечная мерзлота. Зимой температура достигает 65 градусов ниже нуля. Здесь нет телефонной связи и электричества. А отсутствие дорог усложняет передвижение. Жизнь в таких условиях связана с ежедневной борьбой со стихией и самим собой. В сотнях километрах от ближайшего населенного пункта, человек может рассчитывать только на самого себя. Герой картины, коневод, большую часть года проводит в тундре ухаживая за табуном. С каждым годом Сергей все больше и больше время проводит в дали от деревни, встречаясь с семьей лишь несколько раз в году. Он чувствует себя чужаком в родном доме и практически теряет связь с семьей. Изнуряющий быт севера ставит человека перед самым тяжелым выбором – кто он на самом деле.

– Не может не радовать, что многие режиссеры, особенно молодые, наконец-то вспомнили, что кино – это аудиовизуальное искусство, и стали хорошо работать со звуком, с ритмом, – отмечает Инна Демежко. – Они приглашают композиторов, которые пишут им оригинальную музыку. Раньше все это делалось из подборок, особенно государственные студии были вынуждены обходиться лишь какими-то записями. Сейчас создатели документального кино идут на серьезные траты – появляется очень интересная музыка. Режиссеры начали воспринимать образ своего фильма более выпуклым, рельефным. Теперь они заботятся о том, чтобы их кино было не только приятно слышать, но и слушать.

Человек – в первую очередь

Свердловское кино в этом году на фестивале представлено тремя авторами – Геннадием Шеваровым, Владимиром Головневым и Натальей Саврас. Особенно мы бы обратили внимание на фильм-дебют последнего режиссера – картина о японке Юке Фукуде, которая приехала в Пермь, чтобы стать настоящей балериной. Это кино уже получило хорошие отзывы на пермском фестивале «Флаэртиана», теперь слово за земляками молодого режиссера. И как отмечает отборочная комиссия, все свердловские режиссеры, может быть, и невольно, но все-таки соблюдают лучшие традиции школы уральской документалистики.

– Если вспомнить о том, что уральской школе документалистики был присущ неповерхностный, углубленный, даже сострадательный взгляд на человека, то этот год нашей работы показал, что, к счастью, ничто не изменилось, – продолжает Инна Демежко. – Уральским режиссерам по-прежнему в первую очередь интересен человек. Это искреннее отношение к своему герою – или искренняя любовь, или искренняя нелюбовь, или, возможно, искреннее сомнение в чем-то… А что такое документалистика вообще? Документалистика – это честность

Несмотря на то, что Году отечественного кино тематически посвящены несколько показов фестиваля, вопрос – «чем будете удивлять в Год кино» организаторы фестиваля восприняли скептически…

– Мы удивим, как ни странно, тем, что будем показывать кино, – говорит Инна Демежко. – Сегодня мы видим сколько угодно ри-туальных плясок вокруг кино – красные дорожки, всевозможные новые фестивали, но почему-то при этом о зрителе думают и говорят все реже. А между тем кино должно быть показано зрителям – и должно полюбиться им или нет. Поэтому в Год кино надо показывать кино. У нас очень серьезная программа, в которой собраны фильмы разные – и последняя работа Герца Франка, которая закончена режиссером Марией Кравченко, и фильмы Виктора Косаковского, Ивана Твердовского, Евгения Голынкина, Андрея Осипова, Валерия Тимощенко – разве не имена? Это цвет нашей документалистики, чего ж еще желать?

На отбор для участия в конкурсе кинофестиваля в этом году поступило 350 заявок из 48 населенных пунктов России и 17 городов ближнего зарубежья. Всего – 12 стран, 65 городов, 328 студий-производителей.

Источник: официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области