(Грант Минкульта 2014г., полученный на Спецпроекты. Проект был представлен к защите Экспертной комиссии в мае 2014г., финансирование утвердили).

Искусство симфонического дирижирования, пожалуй, наиболее престижно в музыкальном  мире.

Достаточно редко на дирижерском небосклоне загораются звезды первой величины. Такие светила, как Тосканини, Караян, Мравинский, как правило, представляют великие музыкальные нации.

Феномен появления целой плеяды дирижеров мирового уровня, выходцев из маленькой горной Осетии, нарушает эту традицию.

Особое место в этом ряду занимает несравненная Вероника Дударова.  60 лет царствовала она в этой, как принято считать, сугубо мужской профессии. Все эти годы она в целом мире практически не имела соперниц.. Главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального симфонического оркестра, народная артистка СССР. Можно скептически относиться к регалиям, но в данном случае они заработаны исключительно подвижническим трудом и уникальным талантом. Надо было видеть Дударову за режиссерским пультом, королевскую стать и грацию  пантеры, чтобы понять секрет ее власти над оркестром.

Не прерывая цепь преемственности, метеором ворвался на дирижерский Олимп неистовый Валерий Гергиев. Можно долго расписывать его многогранную деятельность. Возникает вопрос: «Когда он все успевает?» Так работать на износ мало кто способен. Вот только часть его основных  обязанностей:

  • Директор, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра.
  • Главный дирижер Лондонского симфонического оркестра.
  • Приглашенный главный дирижер «Метрополитен опера».
  • Главный дирижер Роттердамского симфонического оркестра.
  • Главный дирижер Венского филармонического оркестра.
  • Инициатор и организатор множества музыкальных фестивалей, таких, как «Белые ночи» в Санкт-Петербурге.

А каких титанических усилий потребовал от него проект по созданию нового музыкального комплекса на базе Мариинского театра! И при всем при этом Гергиев – интенсивно концертирующий дирижер.

34-летний Туган Сохиев – полная противоположность Гергиеву. Он и на дирижера -то в традиционном понимании этой профессии не похож. Никаких властных жестов, никакого сверкания очами – он своими трепетными руками как бы ласкает оркестр, кокетничает с каждым музыкантом и завороженные его обаянием оркестранты создают прекрасный узор, сотканный из волшебных звуков. По причине своей молодости Туган Сохиев пока «всего лишь» дирижер Мариинского театра и «только» главный дирижер симфонического оркестра французского города Тулуза. Но «уже»- гланый дирижер и художественный руководитель Большого театра в Москве!

История музыки знает много примеров выдающейся одаренности в самом юном возрасте. Были певцы, исполнители на различных инструментах . Были даже композиторы,-.. классический пример – Моцарт. Но чтобы ребенок в семилетнем возрасте дирижировал симфоническим оркестром – такого не было нигде и никогда. Тимур Зангиев – так зовут вундеркинда . Конечно, странно видеть такую кроху за пультом, и чтобы взрослые дяди и тети с инструментами беспрекословно ему повиновались. Это похоже на шутку.  Но если такое светило, как маэстро Владимир Спиваков, уступает ему свое место и мальчик исполняет с прославленным оркестром «Виртуозы Москвы» в Московском Доме Музыки Моцарта, это что-то значит!

Талант может проявиться везде, где в нем есть потребность. Бесталанных народов нет. Но там, где проповедуется мракобесие и ненависть невозможно явление Гергиевых и Тимуров Зангиевых. А каждая чистая нота, рожденная доброй душой, это разящая стрела, нацеленная в дикость и невежество. Это, пожалуй, главная идея фильма.

Султан Цориев – автор проекта