АЛЕСЯ КРУПАНИНА: Рядом со мной кинорежиссер, продюсер, президент кинофестиваля «Послание к человеку» Алексей Учитель. Алексей Ефимович, здравствуйте.

АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: Добрый день.

А. КРУПАНИНА: В эти дни проходит уже 26-й фестиваль «Послание к человеку». Страшно подумать! Вообще, он с 89-го года проходит в нашем городе.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, идейный вдохновитель и основатель фестиваля режиссер Михаил Сергеевич Литвяков, который сейчас является почетным президентом нашего фестиваля. А я подключился шесть лет назад.

А. КРУПАНИНА: В 2010, да, я помню этот момент.

А. УЧИТЕЛЬ: Фестиваль по разным причинам был в довольно плачевном состоянии. Сейчас, я думаю, за эти годы нам удалось сильно поднять его авторитет. И мне кажется, он становится все более масштабным, интересным. И самое главное, в прошлом году мы одержали главную победу – у нас практически на всех сеансах, конкурсных, не конкурсных, были полные залы.

А. КРУПАНИНА: В общей сложности, как я понимаю, 20 тыс. человек в прошлом году посетило ваш фестиваль.

А. УЧИТЕЛЬ: Я точную цифру не помню, на залы были полные.

А. КРУПАНИНА: Судя по тому, как все начинается, в этом году будет точно не хуже. Я напомню, что это ежегодный конкурсный международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных  и экспериментальных фильмов. Давайте попробуем сформулировать: есть ли особенность в нынешнем форуме?

А. УЧИТЕЛЬ: Конечно, какие-то основы мы сохраняем, тем не менее каждый год что-то привносится. Фестиваль наш особый. Во-первых, для слушателей я хочу сказать, что в России есть два международных фестиваля, которые входят в международную организацию FIAPF: это Московский международный кинофестиваль и наш. Мы имеем категорию «А» в ряду подобного рода фестивалей, и конкурс у нас действительно уникальный.  Такого сочетания нет. У нас вообще три конкурса. Я сейчас все расскажу, чтобы все понимали и знали. Самый главный – международный конкурс, в который входят документальные картины, анимация и короткометражные игровые фильмы. У нас есть конкурс экспериментального кино, это очень небольшие фильмы. В основном они интересны по форме, по новизне подхода.

А. КРУПАНИНА: Рядовой зритель может прийти на просмотр экспериментального кино и понять, что он не сломает голову как минимум?

А. УЧИТЕЛЬ: Это хорошо – иногда ломать голову. Мне кажется, это тоже полезно. Последний конкурс – это национальный конкурс документального кино. Принцип наш – каждый может и найдет в нашей программе то, что ему интересно.

А. КРУПАНИНА: И дилетант, и профессионал.

А. УЧИТЕЛЬ: Да. Помимо того, что я сказал, у нас проходят спецпоказы, спецсобытия, отдельные программы, мастер-классы. С прошлого года наш замечательный кинокритики Андрей Плахов, который является арт-директором нашего фестиваля, создал свою программу: лучшие игровые фильмы. В основном это призеры крупнейших фестивалей: Каннского, Венецианского, Берлинского. И тут уже точно поле деятельности для киноманов и широкого зрителя огромное.

А. КРУПАНИНА: Я так понимаю, это фильмы разных эпох. Или свежие?

А. УЧИТЕЛЬ: Это фильмы последнего года. У нас есть ретроспективы, это другой вопрос. За последние два-три года к нам стали ехать. Я слышал от многих фестивалей в России, что иностранные гости не так активно хотят приехать.

А. КРУПАНИНА: В последние годы у вас такие представительные люди.

А. УЧИТЕЛЬ: Мне очень радостно, что не отказывают. Я думаю, что это не только авторитет фестиваля, а, конечно, наш любимый город, который очень привлекает. Тот, кто не был, с удовольствием едет. Но могу вас сказать, что в этом году поставили мировой рекорд точно: семь тысяч фильмов из 80 стран.

А. КРУПАНИНА: А выбрали 200 лучших.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, и это действительно потрясающий результат. Парадокс в том, что в мире нас знают и любят больше, чем в родной стране. То есть мы за последние несколько лет добились, что о нас много говорят и пишут. Я думаю, что рейтинг нашего фестиваля – похвастаюсь, не боюсь этого – высокий. Мы доказали это не только приездом знаменитых гостей, а именно качеством фильмов.

А. КРУПАНИНА: 80 стран мира!

А. УЧИТЕЛЬ: У нас есть очень редкие страны, которые присылают нам картины. Я помню, что в прошлом году у нас была целая делегация кинематографистов из Уганды.

А. КРУПАНИНА: Кино Уганды – это же так интересно. 200 фильмов отобрали. Я посчитала: конкурс получился 35 единиц на место.

А. УЧИТЕЛЬ: Конечно, мы конкурс ограничиваем, надо пожалеть жюри. У нас есть жюри трех основных конкурсов, есть еще замечательное студенческое жюри, есть жюри прессы – тоже своеобразное, интересное. Есть жюри ФИПРЕССИ –  Международная федерация кинопрессы, которая, кстати, на очень редких фестивалях бывает. К нам третий год подряд они присылают своих представителей. Поэтому есть кому оценить.

А. КРУПАНИНА: Сколько всего народу? Ведь семь тысяч фильмов отсмотреть – это безумие.

А. УЧИТЕЛЬ: Это адская работа. Нашу отборочную комиссию возглавляет директор конкурсных программ Алексей Медведев, и вся его команда проделала титаническую, на мой взгляд, работу. Надо не просто отсмотреть, но и выбрать, что, конечно, очень и очень тяжело. Но прелесть в том, что этих картин практически никогда и нигде больше не увидеть. Если только кто-то будет выезжать на другие международные кинофестивали. Хотя мы стараемся, чтобы весь наш конкурс был премьерным.

А. КРУПАНИНА: То есть самый смак в эксклюзиве. Любой конкурс в любой стране мира может гордиться этим.

А. УЧИТЕЛЬ: Гордиться может любой, но и нам пока не на 100% удается получить все премьеры, тем не менее мы стараемся это делать. И это тоже зависит от рейтинга фестиваля. Если он с хорошими показателями и престижный, то дают.

А. КРУПАНИНА: Основной упор в «Послании к человеку» всегда делался на документальное кино – верно я понимаю?

А. УЧИТЕЛЬ: Верно. В чем прелесть современного кинопроцесса и кино? Почему такой конкурс, где есть и анимация, и документальное кино, и игровое? Потому что современный кинематограф очень часто включает все элементы: бывает документальное кино с анимацией, бывает анимация с включением документальных кадров, игровое кино бывает с документальными кадрами. Сейчас палитра такова, и мы приветствуем, когда есть сочетание в картинах и того, и другого, и третьего.

А. КРУПАНИНА: Синтетический жанр.

А. УЧИТЕЛЬ: Это действительность современного кинопроцесса.

А. КРУПАНИНА: Извините мне крамольность вопроса: но еще несколько лет назад мы понимали, что среднестатистический зритель предпочтет игровое кино документальному. Даже ваш Медведев говорил о том, что зритель считает документальное кино скучным. А у Роднянского я видела фразу: «У нас плохо идет все, что не связано с кинематографом аттракционного типа».

А. УЧИТЕЛЬ: Мы говорим сейчас о широком прокате. Это действительно так, и этот процесс касается не только России, но и всего мира. Действительно, люди хотят смотреть кино с большим количеством эффектов, аттракционов. У нас зритель любит – если говорить о российском кино – комедии, экранизации анекдотов. Мы должны с этим считаться. Я сторонник того, что кино должно быть много и разного. В российском кино, как и в американском, примерно такое же количество талантливых и интересных картин. Мы проигрываем в среднем уровне. Часто обижает это режиссеров, но есть ремесленники – хорошее слово. Они крепко делают жанровое кино.

А. КРУПАНИНА: Это не ругательное слово для творческих людей.

А. УЧИТЕЛЬ: Ругательное, уверяю вас. Многие очень обижаются. Тем не менее в советские времена был силен средний класс кинематографистов. А фестивальных картин, фильмов-событий всегда было не так много. Средний уровень пока у нас слабый, поэтому мы проигрываем во многом и зрителю. Тут проблем такое количество, я назвал только одну сотую часть того, что происходит.

А. КРУПАНИНА: Становясь зрителем, каждый из нас становится чуточку вуайеристом. В чем разница между игровым и документальным вуайеристом, на ваш взгляд?

А. УЧИТЕЛЬ: Я всегда считал и считаю, что все зависит от того, как ты эмоционально реагируешь. Потому что можно любой кадр, материал – не важно, сыгранный актерами или подсмотренный в жизни за реальными людьми, это тоже бывает крайне интересно – может эмоционально действовать. И если зритель находит себя в этом кинопроцессе на экране, тогда не важно, документальное кино или нет. К примеру, в прошлом году мы впервые решили проводить открытие на Дворцовой площади, очень этого боялись.

А. КРУПАНИНА: Боялись чего?

А. УЧИТЕЛЬ: Соберется народ или нет. Мы отодвинули наше открытие вглубь, думая, что придет пять тысяч человек – и это будет колоссально. Показывали замечательно картину французского режиссера Яна Бертрана «Человек». Она идет два часа, хотя есть и более длинная версия. Это, по-моему, две тысячи интервью в 100 странах мира. И интересно, что это снимали и в труднодоступных местах, то есть нашу Землю мы такой не видели. И люди говорят, как бы очень просто. Собралось, по официальной оценке, 25 тысяч.

А. КРУПАНИНА: А погода была хорошая, извините?

А. УЧИТЕЛЬ: Погода была хорошая, в отличие от этого года. У нас на открытии была знаменитая актриса Настасья Кински – это тоже нам помогало. У нас пел в прошлом году Данила Козловский. Но когда начался фильм, кто-то, безусловно, ушел, но основная масса смотрела не отрываясь. И это только потому, что это на них действовало. И это, мне кажется, самый главный эффект. Существует предвзятость по отношению к документальному кино. А оно настолько разнообразным стало. Например, года два назад на закрытии была венгерская картина, где в два часа собраны поцелуи фильмов за все годы.

А. КРУПАНИНА: Два часа поцелуев?

А. УЧИТЕЛЬ: Да, это смотрится потрясающе, безотрывно и вызывает колоссальный интерес, юмора много в этом. Кино настолько разное. Конечно, есть фильмы более серьезные. Тот же «Человек» – довольно серьезная картина, но она действует. Она, кстати, есть в интернете. Это фильм, который стоил огромных денег и специально так делался, чтобы его во многих странах могли смотреть бесплатно. Я советую многим найти эту картину.

А. КРУПАНИНА: Хорошо. Алексей Ефимович, в этом году с погодой не очень повезло.

А. УЧИТЕЛЬ: Я утром 23 числа, когда у нас было открытие, выглянул в окно – шел дождь, я начал кричать на свою команду: разгонять руками, ногами, делать что хотите. На что мне было сказано, что приготовлено большое количество дождевиков. Тем не менее к открытию, как ни странно, дождь практически прошел. Но народу было не меньше, чем в прошлом году. Говорят, что больше. И это значит, что у нас есть некий знак, на который реагируют.

А. КРУПАНИНА: И еще магическая фигура Вернера Херцога.

А. УЧИТЕЛЬ: Это для киноманов. Уверяю вас, что если мы выйдем на улицу и начнем спрашивать про этого действительно великого режиссера, то немногие ответят нам, кто он такой. Он потрясающий режиссер, актер и сценарист.

А. КРУПАНИНА: И человек достаточно преклонного возраста. Я хотела спросить, как вам такую глыбищу заманить удалось?

А. УЧИТЕЛЬ: Он в прекрасной форме, снимает каждый год кино. Но было непросто. Он живет в Лос-Анджелесе, у него русская жена Елена, замечательный фотограф. Оказывается, у нее два паспорта – американский и российский, – и российский был просрочен. Если ты российский гражданин, въезжать можно только по российскому паспорту. И мы проделали довольно большую работу, министерство культуры нам очень помогло, и они в последнюю секунду получили визу. Для нас было огромное счастье, что они приехали. Был замечательный мастер-класс в киноуниверситете, где люди висели на люстрах, на ступеньках. На площади фестиваль открывался его фильмом «О, Интернет: грезы цифрового мира».

А. КРУПАНИНА: К сожалению, я не имела честь увидеть его.

А. УЧИТЕЛЬ: К сожалению, и я еще пока не видел, только буду смотреть. Такова доля президента кинофестиваля, что очень много организационной и прочей работы, которую приходится проделывать, поэтому стараюсь смотреть, но в основном после фестиваля досматриваю то, что надо досмотреть.

А. КРУПАНИНА: Советская документалистика – это прежде всего хроника, никакой постановки, никакой реконструкции. Так снимал и ваш отец, и Михаил Ромм так снимал, ваш фильм «Рок», в общем-то, так же снят. Рок-музыканты у вас что-то разыгрывают, но все-таки они играют сами себя. У Вернера Херцога более вольная трактовка документального материала, или я ошибаюсь?

А. УЧИТЕЛЬ: Это есть, безусловно. Есть просто две тенденции. Я приветствую и даже разрешаю своим студентам снимать эпизоды, которые прошли в жизни героя. Вопрос – как это сделать. Все способы хороши, кроме, конечно, этически запредельных. Но если возможно появление некоторой реконструкции, то почему нет. Кстати, в этом году в рамках нашего киноуниверситета проходит отдельный формат небольшого соревнования, докудрама.

А. КРУПАНИНА: Да, это сравнительно новый формат.

А. УЧИТЕЛЬ: Это, конечно, не документальное кино.

А. КРУПАНИНА: Давайте поясним: это постановка с актерами, реконструкция сцен, которые происходили с героями, но документальных кадров не осталось.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, и мы решили сделать такой смотр, и дискуссия будет по этому поводу. Я вспоминаю свой фильм «Обводный канал», там много было моментов, которые мы делали специально с театром DEREVO. Если это помогает, вызывает дополнительные ассоциации, почему нет. Я не очень люблю в документальном кино – хотя этот прием, безусловно, должен использоваться, – когда просто сидит человек и рассказывает. Тем не менее вчера была картина: замечательная актриса Тильда Суинтон берет интервью, и это безумно интересно. Даже ее голос, как она это делает вызывает дополнительные эмоции, которые на меня лично действуют.

А. КРУПАНИНА: У Тильды Суинтон в нашей стране вообще культ, то ли после картины «Орландо», то ли «Выживут только любовники», может быть, «Снежная королева». Она сама по себе обладает магическим свойством.

А. УЧИТЕЛЬ: Еще одна актриса, обладающая таким свойством, посетила наш фестиваль.

А. КРУПАНИНА: Вы сейчас про Изабель Юппер?

А. УЧИТЕЛЬ: Да.

А. КРУПАНИНА: Поговорим о ней чуть позже, а я вам еще про открытие вопрос задам. У вас Шевчук пел на открытии. Как это решение пришло? У него сейчас такое шаткое положение – мы с вами решили не говорить о политике, но вы понимаете, о чем я говорю. Почему Шевчук, как он вписался в эту историю?

А. УЧИТЕЛЬ: Мы с ним давно знакомы, еще с фильма «Рок». Несколько лет назад, когда был еще жив Алексей Юрьевич Герман, мы позвали Юру Шевчука на открытие в «Ленфильм», и Юра мне сказал, что поссорился с Германом-старшим, и тот может его не воспринять. Я говорю: наоборот, будет интересно. И он написал песню о Ленинграде специально для Германа. Было очень трогательно. Естественно, они тут же обнялись, и все было хорошо. Если говорить о названии фестиваля и основном лозунге, «Послание к человеку» – это как раз Шевчук.

А. КРУПАНИНА: То есть его творчество – это реальное послание к человеку.

А. УЧИТЕЛЬ: Своей энергией, эмоциональной страстью, посылом словесным, стихотворным, музыкальным. Я давно не был на его концертах, но за те 40 минут, что он пел, это завело не потому, что звучал некий музыкальный ритм, а потому что все вместе действовало: и слово, и то, как это искренне исполнялось. Я с самого начала хотел, чтобы именно он был на этой площади с его песнями.

А. КРУПАНИНА: И все получилось, надо сказать.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, это было не просто, как часто бывает на открытиях или закрытиях, что кто-то спел, между словами давайте споем и попляшем. Это было сделано сознательно и очень точно вписалось.

А. КРУПАНИНА: Мы сказали, что жюри фестиваля многочисленное и разноплановое. Председатель жюри – это…

А. УЧИТЕЛЬ: Председатель международного жюри – это замечательный бельгийский режиссер Густа Ван ден Берге. Ему, по-моему, чуть за 30, тем не менее он уже очень знаменитый режиссер и необычный. Он знаменит тем, что снимал картину в формате круга, то есть кадр круговой.

А. КРУПАНИНА: То есть камера посередине.

А. УЧИТЕЛЬ: И она снимает 360 градусов. Такая новая форма. Очень интересный, любопытный человек. Его фильмы будут показаны отдельно на фестивале, естественно, не в конкурсе. Мы решили, что именно такой режиссер будет интересен в роли председателя. У нас много в международном жюри традиционно сильных и интересных людей. От России это молодой режиссер Иван Твердовский, который со своими двумя фильмами – дебютный «Класс коррекции» и «Зоология», который тоже будет в рамках нашего фестиваля показан, – побеждал в массе фестивалей.

А. КРУПАНИНА: Давайте сразу скажем, что «Зоология» – это нашумевший фильм про женщину с хвостом.

А. УЧИТЕЛЬ: А я еще горжусь, что это выпускник первой моей мастерской. Он еще совсем молодой.

А. КРУПАНИНА: О господине Твердовском говорят очень много, и о «Классе коррекции» говорили очень много, надо сказать.

А. УЧИТЕЛЬ: Вот он Россию представляет. Еще у нас есть звезда Джонатан Литтелл, американский писатель, живущий во Франции, лауреат Гонкуровской премии. Он говорит по-русски.

А. КРУПАНИНА: С чего вдруг он говорит по-русски?

А. УЧИТЕЛЬ: Я еще не спросил его, он говорит с акцентом, но говорит. Это звезда.

А. КРУПАНИНА: «Благоволительницы» – огромный роман, который сейчас все читают запоем и передают из рук в руки, это его произведение.

А. УЧИТЕЛЬ: Что касается национального жюри, его возглавляет польский режиссер Ханна Полак. Это тоже традиция, чтобы у нас национальные фильмы судили не только наши, но и иностранцы.

А. КРУПАНИНА: Первая ассоциация – «Ленинградские дети», она участвовала в некоем проекте про беспризорных детей.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, да, да. А жюри прессы возглавляет американский журналист Майкл Бом, которого часто видим в дискуссиях на телеэкранах. Вот такие у нас председатели. Передачи не хватит, чтобы перечислить всех членов жюри, но они, поверьте, очень и очень интересные.

А. КРУПАНИНА: Жюри восхищает. Давайте вернемся к Изабель Юппер. Министр культуры Мединский вручил ей награду за заслуги в мировом кинематографе.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, это было в кинотеатре «Аврора». Могу вам сказать, что это одна из моих самых любимых актрис – я говорю в профессиональном смысле. Я ее звал на одну из ролей в картине «Матильда», которую сейчас заканчиваю. На роль императрицы Марии Федоровны, мать Николая Второго. Она, к сожалению, в сроки, когда мы снимали, не смогла.

А. КРУПАНИНА: И вы взяли Ингеборгу Дапкунайте.

А. УЧИТЕЛЬ: И не жалею.

А. КРУПАНИНА: Что-то между ними есть неуловимо общее.

А. УЧИТЕЛЬ: Не знаю, они очень разные, на мой взгляд. Но Ингеборга сыграла одну из лучших своих ролей. Я три года пытался зазвать Изабель Юппер на наш фестиваль, и наконец с помощью друга российского кино Жоэля Шапрона нам удалось это сделать. Она вчера прилетела, это, конечно, огромная радость и праздник не только для Петербурга, но и для всей России. Мы вместе с Владимиром Ростиславовичем Мединским с большой радостью вручили ей приз.

А. КРУПАНИНА: У меня тут провокационный вопрос: а Владимир Ростиславович ее фильмы видел? У меня есть ощущение, большинство фильмов, по которым мы знаем Изабель Юппер, по идее, идеологически вредными должны показаться господину Мединскому.

А. УЧИТЕЛЬ: Мне кажется, что мы иногда хотим сделать из этого человека  хуже, чем он есть на самом деле. Он прекрасно общался с Юппер, кстати, на очень хорошем английском языке, видел ее картины. Вчера была последняя картина с ней Пола Верховена. Я думаю, дел у него хватает, но он полностью посмотрел этот фильм, и мы еще после фильма пообщались часа два с половиной. Я думаю, с его стороны это было сделано искренне, а не для того, чтобы выполнить поручение. Безусловно, он видел, и фильм «Пианистка», я думаю, обязательно.

А. КРУПАНИНА: Ах, какой сложный для восприятия фильм, насколько он беспощадный к зрителю.

А. УЧИТЕЛЬ: Вчерашний фильм тоже очень своеобразный. Понимаете, Изабель Юппер беспощадна к себе. Вот это поражает. Она, пожалуй, единственная в мире актриса, которая несмотря на возраст, не боится рисковать собой, своим телом. Я не говорю про откровенные вещи, но это чрезвычайно сложно психологически. Сняться, даже у такого потрясающего режиссера, как Пол Верховен, когда тебя четыре раза насилуют. При этом это картина еще и с большим комедийным потенциалом. Это поразительное сочетание!

А. КРУПАНИНА: Для российского зрителя кто такой Пол Верховен? Это, прежде всего, «Основной инстинкт», «Вспомнить все», «Робокоп», «Шоугелз».

А. УЧИТЕЛЬ: Я думаю, «Основной инстинкт» все-таки больше.

А. КРУПАНИНА: Фильм «Она» близок к нему?

А. УЧИТЕЛЬ: Нет. По каким-то откровенным сценам, может быть, но вообще это абсолютно французское кино. Пол Верховен – голландец, который работает в Голливуде, и он сделал французский фильм с французскими диалогами.

А. КРУПАНИНА: Это дань Юппер.

А. УЧИТЕЛЬ: Я спросил у Изабель, и оказалось, что Пол Верховен прекрасно говорит по-французски. Но все равно сделать иностранцу картину с атмосферой французского кино, мне кажется, очень сложно. Но ему это удалось. Это и юмор, и трагедия, тем не менее у тебя нет состояния полного мрака, наоборот. И она так сыграла, что у тебя есть ощущение, что ее героиня идет вперед, даже благодаря таким необычным трагическим событиям.

А. КРУПАНИНА: Вы заинтриговали. Думаю, что все, кто сейчас слушает нас, всеми правдами неправдами постараются посмотреть фильм Пола Верховена «Она» с Изабель Юппер в главной роли.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, он как раз вышел в прокат.

А. КРУПАНИНА: Давайте вернемся к фестивалю в общем. Кто вам помогает организовывать всю эту историю на таком солидном, колоссальном уровне?

А. УЧИТЕЛЬ: Вчера приехал министр культуры , то есть это, безусловно, министерство культуры. Оно в последние годы очень хорошо относится, старается помогать. И, кстати, министр к нам приезжает не первый раз уже и видит, как изменился фестиваль, как едут к нам, и что это действительно международный фестиваль. А то бывает, что фестиваль называется международным, а когда начинают объявлять призеров или показывать картины, иностранцев там с гулькин нос. У нас их очень много, и это тоже радостно. И я могу сказать, что не ожидал того, как относится город, администрация и лично губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко. Я был поражен. Он в том году был на открытии. Я расскажу, потому что для меня это тоже было откровение. Дворцовая площадь, масса народу, его посадили с Настасьей Кински. Он засмущался, в хорошем смысле, потом сказал приветственное слово. И мы должны были вручать приз за заслуги Настасье Кински и открыть фестиваль. Обычно это делают уже без официальных лиц. А я ему предложил, думал, он скажет, что у него дела, – куда там, с радостью, вышел второй раз, прокричал «Фестиваль открыт» вместе со всеми. Удивительно, что он оценил. Кстати говоря, после фестиваля мы показывали ему фильм «Человек», который был на открытии в прошлом году. Я честно предупредил его, что в какой-то момент может стать не интересно. Он от начала до конца просмотрел и был тоже поражен и размахом, и мощным посылом. Кстати, Ян Бертран предложил снять подобную картину о России. И мы не оставляем этой темы, потому что это действительно может быть фильм-событие о нашей стране, о том, что происходит. И тот состав интервью, который может быть в нашей стране, конечно, тоже уникальный. Посмотрим.

А. КРУПАНИНА: Любопытно. Может получить такой французский, взгляд извне и в то же время инсайдерский.

А. УЧИТЕЛЬ: Продолжу о наших помощниках. В этом году это Банк «Санкт-Петербург». Фестиваль такого масштаба, как мы пытаемся проводить, это недешевое дело: привозить всех иностранных гостей, билеты, гостиницы, размещение, фильмы стоят иногда немалых денег даже для одного-двух показов. Уже пятый год с нами сеть магазинов «Лента». Еще нам помогает меценат и бизнесмен Захар Смушкин с одним из своих предприятий. Мне кажется, он искренне любит кино, огромное ему спасибо за это.

А. КРУПАНИНА: Мне кажется, это огромное счастье, когда ты любишь некий жанр и можешь ему чем-то помочь. У нас осталось не много времени. И я хочу использовать ваше присутствие в студии «Радио Балтика» с тем, чтобы посвятить несколько слов вашей последней картине. Об этом достаточно много разговоров. Сейчас у вас в работе картина «Матильда». К вопросу о документальном кино: вы, даже когда снимаете художественное кино, балансируете на грани с документальным. И «Дневник его жены», и «Край», и «Мания Жизели».

А. УЧИТЕЛЬ: Вы имеет в виду реальных героев.

А. КРУПАНИНА: А дневники жены Бунина были использованы.

А. УЧИТЕЛЬ: Все равно в игровом кино даже с реальными героями доля фантазии есть. Фильм «Матильда», который рассказывает о любви знаменитой балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Второго. Несмотря на многочисленные воспоминания, иногда потрясающе интересные, и какие-то документы, мы все равно не можем все знать.

А. КРУПАНИНА: Мы понимаем, что это был тайный роман.

А. УЧИТЕЛЬ: Не такой уж он был и тайный. Дело в том, что это не любовная интрижка. Просто в этот момент – я не буду пересказывать все, что есть в картине, – решалась судьба России. И это не громкие слова. От маленькой женщины зависело, какой будет наша страна.

А. КРУПАНИНА: Вы допускаете, что Николай, теоретически, мог не найти в себе силы противостоять этой любви и связать свою жизнь с Матильдой?

А. УЧИТЕЛЬ: Все могло быть. Это была цепь мистических и конкретных событий. Как известно, отец Николая Второго Александр Третий умер, когда ему было всего лишь 48 лет. Он еще мог править страной. А его смерть – тоже фантастическая история. Царский поезд, когда ехал из Крыма, попал  в катастрофу, погибло очень много людей, но ни один член царской семьи не пострадал, благодаря тому, что Александр приподнял крышу рухнувшего вагона, и все выбрались наружу. Этот эпизод тоже будет в нашей картине. Если бы этого не было и он не надорвал почку, то мог бы еще жить и править очень много лет. Понимаете, очень много составляющих есть, помимо любовной истории. Тем не менее это картина о том, как человек выбирал между любовью и долгом.

А. КРУПАНИНА: Алексей Ефимович, я не могу не задать вам этот вопрос: об обращении в прокуратуру православных активистов о том, что вы оскорбляете чувства православных верующих, про канонизированного мученика Николая Второго. Я помню, что это было в мае.

А. УЧИТЕЛЬ: Я не хочу сейчас об этом говорить, мы дали все объяснения. Понимаете, бред заключается в том, что это какие-то непонятные люди, все письма написаны под копирку, с одинаковым текстом, но как можно писать о картине, чтобы ее запретили, не видя ни кадра.

А. КРУПАНИНА: На всякий случай.

А. УЧИТЕЛЬ: Два дня назад Радзинский практически пересказал нашу картину, официально, по телевидению – и почему-то никто не запрещал ему это делать. Он рассказывал об истории Николая Второго. Давайте сейчас об этом не говорить, потому что я считаю, что это недоразумение, не более того. Есть, наверное, какие-то сумасшедшие люди, которые пытаются, не зная ничего, делать себе пиар. Ничего официального нет и не может быть.

А. КРУПАНИНА: То есть эти письма не имели последствий, и слава богу.

А. УЧИТЕЛЬ: Пока нет. Если у нас еще есть время, я хочу перечислить уникальный актерский состав, который нам удалось собрать в фильме. Это практически все наши российские актеры, которых я безумно люблю. Это и Евгений Миронов, который снимался и в «Дневнике», и в «Космос как предчувствие». И Галя Тюнина, с которой я работал не в одной картине. И Сергей Гармаш.

А. КРУПАНИНА: Данилу Козловского вы пробовали изначально на Николая Второго.

А. УЧИТЕЛЬ: Да, но он играет роль, которую он еще никогда не играл в кино, – безумного офицера, который был влюблен в Кшесинскую. Для него это, мне кажется, новая ступенька, таким его на экране не видели. И мне, и, я надеюсь, Даниле это было интересно, такой опыт. Григорий Добрыгин – из молодых и очень популярных актеров. Ингеборга Дапкунайте. Впервые у меня было такое количество иностранных актеров, потрясающих. Ларс Эйдингер – звезда европейского театра и кино.

А. КРУПАНИНА: Он играет Николая.

А. УЧИТЕЛЬ: Да. Он играет в знаменитом берлинском театре «Шаубюне». Из этого же театра будущую императрицу Александру Федоровну играет Луиза Вольфрам, очень интересная актриса. Но самое интересное, мне удалось вытащить главного режиссера этого театра, знаменитого Томаса Остермайера.

А. КРУПАНИНА: На что вытащить?

А. УЧИТЕЛЬ: На одну из ролей в картине. Мы смеялись, что это был его дебют в кино. Он сыграл роль немецкого врача, такого необычного.

А. КРУПАНИНА: Алексей Ефимович, а образ Кшесинской вы по-прежнему держите в секрете, кто будет исполнять главную роль?

А. УЧИТЕЛЬ: Держу.

А. КРУПАНИНА: И долго будете держать?

А. УЧИТЕЛЬ: Ну уже многие знают, но пока подержим в секрете. Это молодая актриса.

А. КРУПАНИНА: Она балерина?

А. УЧИТЕЛЬ: Нет. И у нас не так много балета будет в картине.

А. КРУПАНИНА: Не так, как со Спесивцевой.

А. УЧИТЕЛЬ: Нет, это история человеческих взаимоотношений, очень интересных для зрителя событий. Я уже много раз хвастался: мы построили грандиозную даже по меркам Голливуда декорацию Успенского собора Кремля на бывшем военном заводе на Комендантском аэродроме, потому что не нашли павильона такого размера. Очень хотел и город сохранить эту декорацию, чтобы все смотрели. Кстати, с ноября в Екатерининском дворце будет выставлена огромная коллекция замечательных костюмов – это впервые в истории кино – нашей художницы Нади Васильевой. По-моему, это 60 костюмов из фильма, а всего их было семь тысяч сшито. Эта выставка будет идти несколько месяцев, до премьеры нашей картины.

А. КРУПАНИНА: Семь тысяч костюмов! Есть аналогии такого массового пошива в исторических фильмах?

А. УЧИТЕЛЬ: Не знаю.

А. КРУПАНИНА: У нас минутка остается. Важный вопрос: когда можно ожидать премьеру?

А. УЧИТЕЛЬ: Я могу сказать одно. Вот музыкальный руководитель нашего проекта Валерий Абисалович Гергиев – большое ему спасибо – на неделю, пока театр был в отпуске, отдал нам его для съемок. И оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева будет исполнять музыку, которую написал американский композитор Марко Белтрами. И я надеюсь, что главную премьеру фильма мы сделаем в Мариинском театре.

А. КРУПАНИНА: Когда?

А. УЧИТЕЛЬ: Это 17-й год, весна.

А. КРУПАНИНА: Будем ждать с нетерпением. Кинорежиссер, продюсер, президент кинофестиваля «Послание к человеку» Алексей Учитель. А «Послание к человеку» в нашем городе будет длиться до 30 сентября, так что у всех есть возможность увидеть уникальные фильмы со всего света. Алексей, спасибо, что нашли время и пришли к нам.

А. УЧИТЕЛЬ: Спасибо огромное.

Источник: Радио Балтика