Говорить о литературе мне сегодня особенно больно.  То, что сейчас называют литературным процессом, едва ли им является.  Дело в том, что любая литературная картина предполагает то, что она складывается благодаря некоей художественной логике.  У нас же сейчас если эта логика и прослеживается, то она далека от творческой.  Иногда кажется, что те, кто все постсоветские годы регулировал нашу книгоиздательскую и литературно-премиальную жизнь, ставили своей целью умертвить отечественную словесность.

На днях я вылетаю в Иркутск.  Снимать фильм об «Иркутской стенке».  Думаю, подавляющее большинство читающих или слушающих сейчас эти слова задают себе вопрос:  — А что это такое?  И лишь очень и очень немногие догадаются, о чем речь.  Назову сейчас лишь несколько имен из этой «стенки»:  Валентин Распутин, Александр Вампилов, Геннадий Машкин, Вячеслав Шугаев, Дмитрий Сергеев, Ким Балков.  И те из сибирских писателей, кто были рядом и вместе с этой стенкой: Роман Солнцев, Анатолий Преловский, Виль Липатов, Евгений Суворов, Вячеслав Китайский, Владимир Гусенков, Владимир Жемчужников.  Не могу сказать, что я тоже из этой стенки, поскольку был несколько моложе многих из них, но почти всех их я близко и хорошо знал, а некоторые из них сыграли весьма значительную роль как в моей человеческой, так и творческой судьбе.  Храню как реликвию книгу Геннадия Машкина с дарственной подписью: «Александру Косенкову с авторским напоминанием и о его участии в Иркутской стенке».  Постараюсь в фильме как можно подробнее рассказать о том времени, когда эта стенка стояла, жила, творила, гремела на всю страну.  И постараюсь вместе с теми, кто будет вспоминать, кто будет, я надеюсь, смотреть этот пока еще не существующий фильм, понять, как почти единовременно образовалась, случилась, выстояла, создавала великолепные произведения когорта уникальных сибирских писателей и поэтов.  А ведь  у многих из них до знаменитого всесибирского Читинского совещания 1965 года еще и книг-то своих почти не было, так – рукописи, газетные очерки, заявки.  И по этим-то еще почти пробам пера их принимают в Союз российских писателей, поддерживают, помогают, печатают, умно и перспективно рецензируют, хвалят, открывают дорогу в большую литературу.  И они с блеском оправдывают веру и доверие старших товарищей по перу и по жизни.  Теперь они уже классики, на их произведениях выросло и вошло в жизнь не одно поколение наших современников.  И, естественно, я хочу задать вопрос — возможно ли такое в наше время?  Ответ однозначен — нет!  Потому что та литературная логика, логика сотворчества, дружбы, помощи и взаимопомощи совершенно не созвучна нашему времени.  Повторюсь — потому что те, кто все постсоветские годы регулировал нашу книгоиздательскую и литературную жизнь, ставили своей целью умертвить отечественную литературу.  Все эти годы мы слышали от соответствующих кругов, якобы стоящих у руководства нашей культурой, что они не должны заниматься «раскруткой» писателей, что писатели, якобы, только «зеркало» и ничего больше.  Это неправда.  Они не раскручивали только писателей государственников, а писателей антигосударственников, типа Акунина, Улицкой и прочих из той же когорты, раскручивали вовсю.  Крупнейшие премии получают авторы толком не умеющие построить предложение, а культуртрегеры от литературы всех пытаются убедить, что они лучшие из лучших.  Забивают их книгами прилавки, заталкивают их во все эфиры, везут за границу.  Складывается ощущение, что играешь в карты с опытным шулером.  Был бы еще у него в рукаве туз!  Но увы, нет туза.  Одни только короли и дамы.  Когда-нибудь эти годы войдут в историю литературы, как годы процветающих графоманов, бессовестных компиляторов, которым никто так и не осмелиться сказать, что их короли и дамы голые, что все это литературная макулатура, которая уже сейчас самосвалами вывозится на свалку, и которую, совершенно, справедливо называют не литературой, а чтивом.

Не могу не сказать хоть несколько слов и о наших сегодняшних «критиках».  В деградации отечественной словесности они виноваты в первую очередь.  Цитирую Светлану Замлелову, напечатавшую в «Литературной газете» отличную статью «Могильщики словесности»: «Это с их не то что молчаливого согласия, а велеречивого славословия посредственные, не слишком талантливые и умные, даже не очень мастеровитые авторы стали сегодня лучшими писателями России.  В то же время множество действительно хороших писателей до публики просто не доходят.  Это именно с подачи критиков отпала для писателя необходимость владеть языком как инструментом.  С подачи критиков стало нормальным писать кое-как.  Критик развратил писателя.  Почему?  Потому что наиболее удачливые критики стали лакеями книгоиздательского бизнеса».  Я бы добавил сюда, что те, кого мы привыкли называть критиками, сейчас не просто не занимаются своим делом, а зачастую откровенно вредят.  Поэтому, говоря о сегодняшнем нашем литературном процессе, нельзя не сделать вывода о необходимости перестраивать все наше литературное хозяйство, изгнав из него недобросовестных приказчиков и поручив управление людям, для которых государственность, патриотизм и духовные ценности не пустой звук и не повод для реализации бюджетно-емких проектов.

Незадолго до смерти наш большой поэт Расул Гамзатов встретился с Владимиром Путиным.  Он сказал тогда Путину: «Раньше церковь была отделена от государства, а теперь от государства отделена литература.  И это неправильно».  И Путин вынужден был согласиться, что это неправильно.  Но перемен такого положения дел, мы, к сожалению, пока не наблюдаем.