«Кто владеет настоящим, тот владеет прошлым,
кто владеет прошлым, тот владеет будущим…» (Джордж Оруэлл)
Сейчас же их принято называть русскими,
т. е. рассеянными, так как по-русски или по-славянски
Россея означает не что иное, как рассеяние. (Мавро Орбини)

Каждый из фильмов Цикла «Русские в мировой культуре» по-своему уникален и при  всем том все они  пронизаны авторской  идеей любви к России героев  фильмов  и ощущением ими себя русскими, где бы они не находились. С этой идеей сопрягается и другая,  не менее важная  – Родину  любят удивительно талантливые  люди, а именно: талантливые художники,  внесшие  весомый вклад в мировую культуру, без которого она  была бы  несравненно беднее.

Первым я посмотрела фильм о художнике-иллюстраторе детских книжек Федоре Рожанковском. Зная этого художника, для меня стало открытием, что он иллюстрировал еще и книжки для взрослых, а в иллюстрациях для детских книжек часто изображал свою дочь и ее любимые игрушки.

Кинолента про жизнь и творчество Арнштамов  не могла не вызвать  профессионального интереса. Так,  из фильма я узнала, что Арнштам-старший был мирискусником, иллюстрировал Чукокколу, работал в кинематографе и делал декорации для балета. Тронула тема рельсов и стука колес, придающая фильму особое настроение,  внося ощущение легкой грусти и неизбежности.

Фильм «Художница», о Юлии Николаевне Рейтлингер, произвел на меня, пожалуй, самое сильное впечатление. Наверное, потому, что я – одновременно женская  и творческая «аудитории» и, будучи таковыми в одном лице, на протяжении всего фильма  сопереживала выдающейся творческой личности и  выдающейся женщине.  Тоска по России не ведома мне, даме живущей в ней. Но фильм заставляет ощутить то, что могло бы родиться в душе, окажись я вне родных пределов. Отсюда, самой проникновенной фразой в фильме мне показалась эта: «Иммигранты собирались вокруг церкви и мысли о России не покидали их».

Что же в итоге?  Если говорить о российском зрителе, то фильмы бесценны тем, что каждый их них является ключиком к закрытым дверям, много лет скрывающим от него его учителей, его наставников, которые из своего дальнего далека смогли с помощью авторов картин показать ему грани человеческого таланта и грани любви. И еще. Российский зритель, а я именно такова,  смог бы с радостью подумать, что герои фильмов —  баловни судьбы. Какой бы сложной не была их жизнь, сколько бы испытаний ни выпало на их долю – они остались живы, что позволило раскрыть их творческий потенциал.

Искусствовед Вероника Сергеева