Военную тему фестивальной пятницы открыл внеконкурсный показ, приуроченный к  70-летию Великой Победы, фильма режиссера Юрия Кузавкова «Один из пяти миллионов». Никто не расскажет всей правды о войне так, как те, кто прошел все круги того ада. Боец Павел Насонов прошел плен, немецкие лагеря, был освобожден и вернулся на родину…

Тему изгнания открыл фильм режиссера Игоря Калядина  «Борис Анреп. Мозаика судьбы». В центре внимания — не просто судьба художника с мировым именем, создававшего прекрасные мозаики, но и его отношения с великой поэтессой Анной Ахматовой. Чувства, которые вдохновили его на создание многих шедевров. Покинув Россию в 1917 году, он унес с собой навсегда образ Ахматовой в своей памяти и запечатлел его в мозаиках собора Христа Владыки в Муллингаре в Ирландии и в ходе Лондонской национальной галереи. Фильм вызвал большой интерес у зрителей, которые долго не отпускали режиссера, желая узнать как можно больше об этой удивительной истории.

О судьбе другого великого изгнанника сняли фильм Валерий и Людмила Демины. «Последний подданный Российской империи». Покинув Россию младенцем, он всю жизнь хранил верность родине и отказывался принять какое-либо гражданство иной страны. Лишь в 2004 году 83-летний Андрей Шмеман, председатель Объединения российских кадетских корпусов во Франции, получил российский паспорт от президента Владимира Путина.

Особенно долгожданным стал показ фильма президента кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой!», также приуроченный к 70-летию Великой Победы. В фильме звучат голоса ветеранов войны по обе стороны океана. Как важно прислушаться к этим голосам сегодня, когда в мире снова неспокойно, когда человечество раздирают разногласия и нужно срочно сплотиться перед лицом общей угрозы… «Видимо, стоя перед лицом Вечности, они торопились, как можно скорей, рассказать всю правду о войне потомкам, и потому так охотно делились с нами воспоминаниями. К сожалению, половины героев фильма сегодня уже нет в живых», — рассказал режиссер Сергей Зайцев. Фильм вызвал много теплых откликов в зале. «Я – ребенок войны, мой отец дошел до Берлина, воевал в Маньчжурии. Спасибо вам огромное за эту картину!», — сказала одна из зрительниц.  Как рассказал Сергей Зайцев, этот фильм не раз был показан по телевидению, постоянно проходят показы в школах и университетах.

И снова к судьбам печальных изгнанников. Российский режиссер Галина Леонтьева представила свою неигровую картину «Пассажиры философского парохода».  Прекрасные виды зимнего Петербурга. Заснеженные спины грифонов у Банковского моста, Исаакий в морозной дымке, Нева в ледяной корке… 93 года назад именно эти образы навсегда врезались в память великих русских мыслителей, навсегда покидавших Россию на «философских пароходах». Новая власть избавлялась от ненужных ей людей – людей, способных думать.  Сегодня на Университетской набережной в память о тех изгнанниках установлена мемориальная доска. И только сегодня мы начинаем осознавать, какой страшной для страны была та утрата…

Накануне, 11 ноября весь мир отметил очередную годовщину окончания Первой мировой войны. К этой дате был приурочен показ двух картин, завершивших фестивальную пятницу. Первый показ — «Большой войны разноголосица», неигровая картина российского режиссера Льва Чернявского. «В своей работе я хотел, прежде всего, создать эффект присутствия зрителя в атмосфере тех лет. И в этом мне помогла стереофотография. Такие снимки я нашел в архиве семьи Абрикосовых-Шиловых-Стечкиных. После революции их предки не уехали из России. Кстати, я спрашивал: почему? «Абрикосовы за границей денег не держали», — так, шутя, отвечали мне их потомки», — рассказал режиссер. К слову, сеанс проходил в 3-D. Только так можно полноценно ощутить все способности стереофотографии на экране.

И, наконец, долгожданный показ, также приуроченный к годовщине окончания Первой мировой. Фильм российского режиссера Дмитрия Месхиева «Батальон» вышел на экраны в этом году и также принимает участие в кинофестивале «Русское зарубежье». Весной 1917 года, когда фронт трещал по швам, армия разлагалась большевистскими агитаторами, а страна была обезглавлена, лишившись государя, за винтовки взялись женские руки… Это история женского «Батальона смерти» под командованием простой нижегородской крестьянки, георгиевского кавалера Марии Бочкаревой. Картину представил исполнительный продюсер Павел Смирнов. Отметив важную роль кинофестиваля «Русское зарубежье» в культурной жизни России, он сообщил хорошую новость: в ближайшее время Первый канал покажет телевизионную версию фильма, которую смогут увидеть зрители не только в нашей стране, но и за рубежом. На показе присутствовали учащиеся лицея гуманитарных технологий МГГУ им.Шолохова. Картина произвела на ребят очень сильное впечатление.

Самый важный день впереди. Жюри уже обсудило все просмотренные картины, но выбрать победителей оказалось непросто. Завтра мы узнаем, куда же уплывет бронзовый пароход.

Автор: Татьяна Кутаренкова

Фото Олега Булдакова