В Перми завершился XVII международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Его президент — режиссер, продюсер Павел Печенкин, создатель медиаобразовательного проекта «Пермская синематека», генеральный директор «Пермкино», автор фильмов «Варлам Шаламов. Опыт юноши», «Пермь — Юрятин. Транзит 1916» и других — рассказал корреспонденту «РГ», как удалось сделать Пермь одной из столиц документального кино, «Флаэртиану» — брендом города, почему пермяки полюбили смотреть неигровые фильмы.

«Флаэртиана» — это ваше детище. Как оно родилось?

Павел Печенкин: Фестиваль мы проводим с 1995 года. Сначала — один раз в два года по формуле теоретического симпозиума, а не конкурса, с 2006 года — как ежегодный, по международной формуле, с международным жюри, жюри ФИПРЕССИ. Раньше «Флаэртиана» называлась фестивалем нового документального кино. Но это было не совсем точное определение, ведь упор делается не столько на новинки, сколько на эстетику картин.

Я занимаюсь кино с 1985 года, работал на «Пермьтелефильме». Ушел, когда понял, что в рамках идеологического давления невозможно снять нормальное кино про нормального человека. Мы создали киностудию «Новый курс», которой нынче исполняется 30 лет. С ней и связано всё то, что сейчас существует в Перми в кино — и фестиваль «Флаэртиана», и наши достижения в медиаобразовании, и планирование развития кинематографа в Пермском крае.

В 1992 году я работал на Свердловской киностудии, лучшей студии документального кино в новейшей истории нашего кинематографа. «Флаэртиана» возникла именно там в кухонных обсуждениях группы режиссеров — Андрей Анчугов, Сергей Мирошниченко, Андрей Железняков, Георгий Негашев, Борис Кустов, Алексей Федорченко… Я мечтал сделать фестиваль, который будет подчеркивать наши отличия от того кино, которое было до нас. На ТВ в то время не стало доккино, неторопливого, внимательного разговора с умным зрителем. А такие фильмы востребованы зрителями, их только нужно правильно позиционировать.

Историк кино Наум Клейман, наш «крестный отец», предложил назвать фестиваль именем Роберта Флаэрти, одного из основоположников и классиков мирового документального кино.

Случайно услышала в разговоре двух режиссеров о каком-то фильме: «Ну, это не флаэртианское кино, такое не попадет к ним на фестиваль». А какое оно, флаэртианское кино?

 

Павел Печенкин: Первый фильм американского режиссера определил наш эстетический манифест и принципы отбора фильмов. Это «Нанук с Севера». А не Дзига Вертов (гениальное кино «Человек с киноаппаратом»). Наше кино — без дикторского текста. «Говорящей головы», когда человек говорит на камеру, нет. Основной метод флаэртианского кино — длительное наблюдение, «привычная камера». Главный герой проживает на экране часть своей жизни, и мы видим ее такой, какая она есть на самом деле. Это фильм-портрет, в центре внимания, как правило, человек, живущий в наше время.

Такие фильмы нашли в Перми своего зрителя — видела на вашем фестивале. Очереди в кассу за билетами, полные залы на показах, мастер-классах. Школьники, студенты, пожилые люди спрашивают «входной», стоя готовы смотреть кино, мест всем не хватает, ставили стулья, скамейки…

Павел Печенкин: Документальное кино способно изменить человека к лучшему, это совершенно точно. Снимается много хороших фильмов. Но это «не формат» для телевидения и кинотеатров. Кто-то посмотрит их на фестивалях, но лишь малая часть зрителей. Людей, которые хотят смотреть такое кино, за эти годы стало еще больше. Город воспитан на «Флаэртиане», за 22 года появились свои зрители, поклонники, ценители. И мы решили показывать кино не только во время фестиваля, но и каждый день.

В архиве «Флаэртианы» — более пяти тысяч фильмов из разных стран. Фестиваль — это пиковое событие года, он подводит черту под тем, что сделано, намечает новые тенденции. А основная работа — здесь, в «Пермской синематеке»: мы показываем те фильмы, которые не идут в коммерческих кинотеатрах. 13 процентов репертуара — документальное кино.

Мы стали придумывать различные форматы для показов. Базой сделали университеты. В 2009 году появился проект «Вуз — Флаэртиана». Студенты смотрели фильмы, обсуждали их, выбирали жюри, призеров. Все проходило энергично, с драйвом. Это идеальная история, когда всё само собой развивается.
Дальше — больше. Однажды у нас появился президент Пермского госуниверситета Владимир Маланин. Пришел посмотреть кино. На следующий год профессор возглавил жюри национального конкурса. А потом на философско-социологическом факультете ввели курс «Письмо и мышление», где писали эссе на тему просмотра документального кино. Сейчас студенты уже шести факультетов, включая юристов, пишут эссе, рецензии. В госуниверситете в сентябре появился кинотеатр «Ступени». В честь открытия учебного года пять тысяч студентов смотрели документальное кино на большом экране на «Кампус-фесте». Если бы 20 лет назад мне сказали, что такое возможно, — не поверил бы. Документальное кино стало необходимым для молодежи.

Второй важный проект — система медиаобразования, которую мы создали. Основана на двух методиках. Первое — это просмотр и обсуждение кино. Работу начали с детских садов и школ и создали клубы «ретро», которые посещают те, кому за 50. Вторая методика — игра в кино, съемки. Два года назад у нас появился летний лагерь, где 250 детей в течение смены снимают кино. В Педуниверситете открылась магистратура по медиаобразованию. В Институте культуры — две режиссерские мастерские, их первые выпускники уже работают на студии «Новый курс», снимают кино и занимаются студенческой «Флаэртианой».

Фильмов высокого качества хватает? Не трудно составить программу?

Павел Печенкин: Наша «поляна» — весь мир. Фильмы, снятые в разных точках планеты. Проводим три конкурса — международный, национальный, студенческий. На XVII «Флаэртиану» мы получили 800 фильмов для конкурсных программ. Еще есть несколько отборщиков, которые посещают различные фестивали мира. Примерно из трех-четырех тысяч фильмов отбираем программу. За эти годы в Перми побывало огромное количество кинематографистов, включая лауреатов «Оскара», «Сезара», других престижных европейских призов.

Что нового было нынче, на «Флаэртиане-2017»?

Павел Печенкин: В этом году мы собрали, пожалуй, самый крупный фестиваль за всю историю существования. Ежедневно около тысячи человек смотрели фестивальные фильмы. Это только в нашем маленьком кинотеатре. А параллельно «Флаэртиана» шла в вузах. Нынче у нас было примерно 15 тысяч зрителей. Приехало 130 гостей из разных городов России и зарубежья. Бюджет фестиваля — 12 миллионов рублей.

Показали около 150 кинолент.

Новинка нынешнего фестиваля — Flahertiana Forum, проект, главная задача которого продвижение фильмов в начальной стадии производства на мировой рынок. Принять участие в нем могли документалисты из России и стран Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) с проектами, имеющими международный потенциал.

Первой частью Flahertiana Forum был тренинг для студентов и начинающих документалистов — работа с опытными продюсерами над презентацией своих проектов, лекции членов жюри международного конкурса «Флаэртианы» и профессионалов Flahertiana Workshop. Вторая часть — питчинг, в котором участвовали студенты, выбранные тьюторами на тренинге, и опытные документалисты. Flahertiana Forum проводится по инициативе фестиваля «Флаэртиана», немецкой ассоциации неигрового кино AG DOK и проекта German Documentaries, при поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии.

А кто финансирует «Флаэртиану»?

Павел Печенкин: Основной спонсор — Правительство Пермского края. Министерство культуры РФ выделило один миллион, местные власти — пять, немцы — два, остальное — частные спонсоры и волонтерский труд.

Вы режиссер и продюсер, снимаете кино. Как сейчас развивается кинематограф в Пермском крае?

 

Павел Печенкин: Я снимаю фильм про генерального директора ПНППК (Пермская научно-производственная приборостроительная компания) Алексея Гурьевича Андреева, одного из лидеров на рынке IT-технологий. Это новые люди, новые знания и новое отношение к жизни. Надеюсь, что старый мир, к которому и я принадлежу, поменяется на более совершенный, компактный, энергосберегающий и добрый. Чем интересен этот человек? В 1993 году он не продал акции предприятия, не позволил развалить его, и теперь это одно из самых успешных, современных предприятий в стране. О таких людях надо рассказывать.

А еще я продюсирую фильм под рабочим названием «Мой личный дракон». Это большой международный проект, копродукция с поляками. Мы сняли летние палеонтологические приключения — о том, как древние слоны и ящеры стали фигурой, изменившей социальный ландшафт нескольких сел Пермского района. В следующем году съемки пройдут в Кирове, в Польше. У нас есть замечательный Музей пермских древностей. С 2010 года экспедиция Пермского краеведческого музея ведет раскопки трогонтериевого слона в Оханском районе. Решили снять кино про это.

А вообще, в Перми снимается 5-7 фильмов в год, в том числе работниками музеев, педагогами. И эти фильмы востребованы местной средой, они про успешных людей, историю края, социальные проблемы. Один раз взявшись за камеру, эти люди становятся местными знаменитостями,  руководителями киноклубов.

Что касается большого кино, то известный режиссер Сергей Бодров будет в следующем году снимать фильм по роману «Сердце Пармы» Алексея Иванова, нашего земляка, пермяка. Городок, который в качестве декорации построят на месте съемок, станет в будущем туристическим центром. Только что на Первом канале закончился фильм «Отчий берег», который снимался в Пермском крае, сейчас начались съемки сериала «Топор войны» для НТВ. Так что перспективы попасть в кадр у пермяков есть…

 

 

Источник: