Студия документальных фильмов «Река Лена»: 5000 километров с «Марафоном кинопремьер на просторах России»

4920 километров по дорогам трёх Федеральных округов остались за плечами участников «Марафона кинопремьер на просторах России» — социально-культурной и просветительской акции, организованной Студией документальных фильмов «Река Лена». Автопробег посвящался двум знаменательным датам – 75-летию начала Великой Отечественной войны и 75-летию битвы под Москвой.

Событие стартовало 21 июня, в канун Дня памяти и скорби, общественной презентацией проекта, состоявшейся в Московском Доме национальностей в рамках работы круглого стола «Мы гордимся, мы помним». А завершилось 2 июля  далеко от столицы – на Ставрополье, где рукой подать до центра Северо-Кавказского Федерального округа города Пятигорска.

О необычном путешествии рассказывает руководитель Студии Елена Колесникова.

— Можно, конечно, придумать много умных слов – зачем и почему нам оказались нужны эти десять дней дорожной пыли по жаре за 40. Но мы как-то просто вот так сели – и поехали. Самим друг друга нам совершенно не надо было убеждать, что без зрителя наше (и не наше, даже самое гениальное!) кино абсолютно мертво. И эпизодические фестивальные инъекции его не оживят, а фестивальные «пряники» не утолят душевный голод — по зрительским глазам, по общению с залом. А если так — значит, коту под хвост все твои искания-метания, нервы, внутренняя маета, утренние озарения после бессонных ночей, бытовые жертвы, все моральные долги перед близкими, труд и надежды многих людей, которых ты втянул в работу. Так что выход один – ехать! Искать зрителя, организовывать просмотры, трясти людей, составляющих планы работы на местах и физически открывающих двери всевозможных залов. Словом,  «достигать договорённости» — а это, скажу я вам, сегодня совсем-совсем непросто!.. Особенно летом.

Для такой поездки, конечно,  нужна команда «чокнутых». Людей, готовых скинуться на блажь поехать в Тьмутаракань показать своё кино, при этом «впрок» снимать всё, что подворачивается под объектив, готовых безропотно принимать все «вводные» жёсткого режима экономии, проверять свой желудок в сомнительных придорожных трактирах,  жить «колхозом» в одной комнате с туалетом без двери, спать на цементном полу (таковы были условия выдавшегося ночлега), а потом по-быстрому принять «товарный вид» и предстать пред публикой в наглаженных белых штанах и с цветком в петлице…

Но главное – для такого путешествия нужна команда людей, готовых потратить десять дней жизни на «обогрев улицы», если иметь в виду, что всем своим геройством мы, если и произведём «капельное орошение» своего зрителя, но не родим системы проката документального кино в России – самой, на мой взгляд, продуктивной и интересной ветви сегодняшнего российского кинематографа. Таким экипажем стали вместе со мной люди, которых я обожаю: операторы Володя Гущин и Дмитрий Прудников, автор музыки и исполнитель песен в ряде наших фильмов Анатолий Колесников. «Четыре танкиста и собака» — то есть мы и наш «Шевроле-Орландо» с багажником наверху, где помимо аппаратуры и впопыхах утрамбованных вещей лежат пакеты с «раздаткой»: DVD-диски с фильмами, методические материалы, Грамоты людям, которые (мы заранее это выяснили) отдают своё сердце работе с детьми.

Незадолго до начала нашего кино-автопробега мы закончили новый полнометражный фильм «Дивизия-таран. Девочки с винтовкой». Он рассказывает о двух судьбах и одном общем подвиге девушек-снайперов  Великой Отечественной войны — Героев Советского Союза Натальи Ковшовой и Марии Поливановой.  В основу картины положены потрясающие письма подруг домой, родным, друзьям. В работе мы решились на эксперимент:  все исторические образы воплотили курсанты одного из крупнейших в России Военно-патриотического центра «Вымпел», их наставники и родители.

Снимали в молодёжных лагерях на Новгородчине, Смоленщине, Вологодчине, в Подмосковье – везде дети проживали эту разные грани этой истории. Никаких кастингов, конечно же, не было – дети и дети, нам важные были все, любые дети. Другой подход убил бы всё на корню. Фильм открыл  собой инновационный проект детско-юношеского исторического творчества «Герои он-лайн. Кинопогружение».  Документальное это кино?.. Уверена – документальное.  Во-первых, сюжетная канва исторически абсолютно достоверна. Во-вторых, документальна попытка сегодняшних людей – детей и взрослых – максимально приблизиться к чрезвычайным обстоятельствам, в которых ковались судьбы, характеры и сама Победа.

Так или иначе, нам было очень важно увидеть, как принимают фильм зрители, удаётся ли за мерой условности увидеть правду, которая светится в детских глазах? Просмотры, которые к этому времени уже состоялись в Старой Руссе на открытии Всероссийской «Вахты памяти», в некоторых школах, в Московском суворовском военном училище, нас очень порадовали. Дети забыли о мобильниках в руках – этим сказано всё. Тем не менее,  решили ехать дальше.

Великий русский полководец Суворов говорил: «Победа добывается на флангах». Провинция, далёкая периферия – это фланги России. Вот почему в разработке маршрутов Проекта «Марафон кинопремьер на просторах России» мы сделали упор на малые города, районные центры,  рабочие посёлки, сёла – те населённые пункты, где наиболее ощутимы не только острые проблемы современного состояния киноотрасли (в том числе отсутствие или полное запустение кинотеатров), но и проблема молодёжного досуга в целом, гражданской мотивации, социальной самореализации  юношества. Пусть и не велики мы «шишки», но всё же решили хоть на йоту искупить долги «Большой земли» перед небольшими населённым пунктам. Короче, ехать решили туда, где меньше всего ждут. «Вы нам напомнили, что мы тоже есть на карте России», — разве забудешь эти слова, услышанные от  взрослых зрителей после одного из просмотров?..

Marafon_kinopremer_na_prostorah_Rossii_1Здесь, чтобы было всё ясно, надо сделать маленькое отступление. Это тоже «лыко» в строку о прокате. С 2010 года Студия «Река Лена» объединила усилия с Военно-патриотическим центром «Вымпел», который я уже упомянула. Создан он ветеранами Кремлёвского (ныне Президентского) полка и Группы специального назначения органов госбезопасности «Вымпел». Возможно, это один из редких примеров стратегического долговременного партнёрства общественной организации, гражданского общества и  профессионалов кино. Денег это партнёрство нам не приносит.  Но даёт зрителя. Даёт возможность хоть как-то воздействовать на умонастроения молодёжи, разговаривать с ней, рассказывать об истории и сегодняшнем дне страны, в которой она живёт, но которую абсолютно не знает. Ведь не анекдот же – истинная правда, что сегодняшний подросток на картинке не узнаёт ни Ленина, ни Гагарина!..

По совместному Социально-просветительскому проекту «Откуда приходят герои» снят уже большой цикл видеофильмов самых разных жанров и хронометража: от коротких злободневных социальных роликов, музыкальных клипов с современными гражданскими и патриотическими песнями – до полнометражных документальных фильмов о героях, о судьбах Отечества в прошлом, настоящем и будущем. Этими фильмами пополняются видеотеки патриотических клубов и объединений, школ, детских и юношеских библиотек, социальных учреждений, даже в детских колониях они уже есть. Премьеры по традиции проходят в Кремле, в Клубе Президентского полка Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России.

Изданные массовым тиражом, DVD-диски широко распространяются по регионам России через систему практических семинаров, научных конференций, «круглых столов» и других мероприятий, которые проводит ВПЦ «Вымпел». Он же нас приглашает с кинопоказами в свои молодёжные лагеря по всей стране. Таким образом, удаётся строить пусть крохотно-маленькую, но реально существующую альтернативную «систему кинопроката» — на этой карте уже нанесены и Южно-Сахалинск, и Хабаровск, и Владивосток…

Ну, так я отвлеклась… Один из «четверых танкистов», Анатолий Колесников, заместитель руководителя ВПЦ «Вымпел», взял на себя заботы по составлению маршрута нашей поездки. Двигаться решили в южном (а никак не пляжном!..) направлении – его злободневность понятна без комментариев. В планах ВПЦ «Вымпел» официально это обозначилось так: «Проект «Марафон кинопремьер на просторах России» ставит своей задачей посильные действия по систематизации работы со зрителем, повышение эффективности творческих проектов, расширение поля пропагандистской работы и культурно-просветительской деятельности ВПЦ «Вымпел». Содержанием Проекта являются целевые маршруты выездных премьер, кинопоказов, творческих встреч, концертных программ, различные форматы обсуждения животрепещущих вопросов патриотического воспитания молодёжи, пропаганды волонтёрского движения в этой сфере».

Так, на самом деле, и было. Была, помимо кино, гитара Анатолия и его песни из альбома «Боевые братья мои». Были очень хорошие встречи с неутомимыми энтузиастами работы с детьми – например, с ветеранами Кремлёвского-Президентского полка из Воронежской региональной общественной организации «Союз кремлёвцев». Состоялась она в санатории «Дон» ОАО «РЖД-Здоровье» в Воронеже. Почему именно здесь?.. Здравница  22 июня собрала большую аудиторию людей, непосредственно занимающихся работой с детьми. Замечательным поводом для встречи стал приезд  Героя Советского Союза генерал-полковника Юрия Фёдоровича Зарудина. Ныне Юрий Фёдорович — вице-президент Российской ассоциации Героев, член коллегии Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ. С 2007 года возглавляет Фонд поддержки Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны «Звезда». Кроме того, этот удивительный человек, который в свои  93 года поразил всех энергией, остротой памяти и чувством юмора, является почётным председателем совета Мужества и отваги Общероссийской общественной организации «Офицеры России». Редкостная удача — познакомиться с таким атлантом нашей ратной истории! Из рук Ю.Ф. Зарудина присутствовавшие на встрече юноши и девушки, наставники молодёжи приняли наказы Героев – все свои дела на благо Отечества сверять с Памятью о всенародном подвиге. Событие было очень тёплым и сердечным, совершенно свободным от казёнщины и формалистики. Конечно, мы записали такие же живые интервью зрителей о том, чего они ждут сегодня от кино.

Marafon_kinopremer_na_prostorah_Rossii_2В том, что после этой встречи пойдёт цепная реакция показов в тех коллективах детей и молодёжи, с которыми работают наши визави, мы абсолютно уверены. Так происходит всегда – после этого нам присылают толстые пакеты с отзывами, сочинениями детей, хотя к этому, естественно, ничто не обязывает. Кстати, специально для ВПЦ «Вымпел» и его партнёрских организаций мы написали методичку, издали её – как организовать просмотр документального фильма, как настроить детей на нужную волну, как побудить их к обсуждению картины, провести интересный яркий диспут и т.д.. Потому что это отдельное искусство!..

В летнем лагере детского оздоровительно-образовательного центра «Гренада» Невинномысского района Ставропольского смотрели фильм под открытым вечерним южным небом. Досаждали комары. Сколько же их!.. Мысленно я уже готовилась к фиаско. Пустили по рядам баллончик с комариной отравой. На титрах оживлённо «пшикались». И вдруг смотрю – замер мальчишка с баллончиком. И никто его не дёргает, не просит передать… После просмотра, чего и не ждали,  началось что-то невообразимое. Все захотели высказаться. Из рук в руки уже не репеллент передавался, а  микрофон. Ребята так увлеклись обсуждением, так стремились поделиться впечатлениями, так загорелись идеей самим принять участие в съёмках новой истории про отважных мужественных людей,  что не с первой попытки директор лагеря убедил всех «закруглиться». Ди-джей уже настраивал аппаратуру для вечерней дискотеки – а она,  как выяснилось, для ребят в тот момент была не столь уж и заманчивой – важней был разговор о том, «откуда приходят герои».

Встречи в Центральном Федеральном округе завершились кинопоказами в посёлках Каменка и Ольховатка Воронежской области. Оба районных центра – это яркие страницы героического сопротивления врагу в ходе Великой Отечественной войны. Сегодня здесь много молодёжи, школьников. А вот о встречах с кинематографистами никто и вспомнить не может – так давно сюда никто не наведывался. Приятно, что, несмотря на жару под сорок, залы в Центральном Доме культуры в Каменке и Дворце культуры сахарников в Ольховатке (это давний крупный центр сахарного производства в России) были практически полны. Нашими зрителями стали школьники из летних лагерей дневного пребывания,  учителя, музейщики, библиотекари, ветераны труда. Их добрые отзывы о фильме, о новом проекте, о самой идее посетить малые населённые пункты России стали нам добрым напутствием, чтобы отправиться дальше – в Южный Федеральный округ, в Ростовскую область.

В 30-ти километрах от Ростова-на-Дону, рядом с городом Азов расположился «Предтеченский городок» — Духовно-патриотический центр и одноимённый молодёжный лагерь, созданный в 2008 году по инициативе Управления ФСБ России по Ростовской области и Ростовского епархиального управления Русской православной церкви. Городок вырос  неподалёку от Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья. Круглогодичная работа центра и каникулярная программа лагеря – это единая программа по использованию уникального опыта донского казачества, ветеранских организаций органов безопасности, МВД и Вооружённых сил в деле воспитании мальчишек на традициях воинской славы России.

Встретил нас здесь генерал-полковник Николай Николаевич Бритвин — в своё время он являлся заместителем полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, занимал должность начальника Управления ФСБ РФ по Республике Северная Осетия-Алания, затем возглавлял Управление ФСБ по Ростовской области. Николай Николаевич, один из главных инициаторов и нынешних кураторов Центра и лагеря, вместе с юными воспитанниками присутствовал на просмотре. А затем все переместились в столовую, где очень интересно прошло обсуждение фильма. Ребята, что мы особо отметили, очень хорошо и точно формулировали свои впечатления, задавали много вопросов – о том, что осталось за кадром, как проходил съёмочный процесс, и даже предложили несколько тем для съёмок в их родных приазовских местах. При этом подчеркнули, что в фильме обязательно надо воздать должное первому другу казака – боевому коню. Всем премудростям верховой езды и воинского искусства бойца-кавалериста многие ребята уже отлично обучены.

В Северо-Кавказском – самом молодом из Федеральных округов России – нас ждала незабываемая встреча в селе Кочубеевском. Это крупный районный центр на левом берегу реки Кубань, близ федеральной автомобильной трассы «Кавказ». Здесь пять школ, шесть детских садов, музей, библиотека, Станция детского и юношеского туризма и экскурсий,  Дом детского творчества,  Детская художественная школа, Школа искусств, Спортивный комплекс «Урожай», Дворец культуры, кинотеатр «Спутник» — к слову сказать, единственный сельский кинотеатр на весь Ставропольский край с его тремя миллионами жителей!.. Именно в этом кинотеатре – очень приличном, достаточно современном —  и состоялась наша очередная встреча со зрителями.

Директор кинотеатра «Спутник» — седой и всегда улыбающийся Александр Петрович Лаптев. В советские годы был отличником кинематографии СССР, в постсоветские стал почётным кинематографистом России. Да про него самого фильм снять!.. Про то,  как, несмотря на все трудности, особенно в 90-е годы, удалось сохранить кинотеатр, не отдать его под торговый центр или рынок,  не отступить перед натиском рейдеров и прочих «реальных пацанов». Больше того – ему удалось обновить кинохозяйство, отремонтировать фасад, обзавестись мягкими креслами, диванами-банкетками… Сейчас вот замышляет обустроить кафе в фойе – чтобы посидеть здесь было даже некоторым шиком. Ведь люди нуждаются не только в самом кино, но и  в «культпоходах» в кинотеатр  – это и важное для сельчан общение, школа культуры поведения, восприятия искусства…

Вместе с Лаптевым 40 лет верен кинотеатру киномеханик Олег Иванович Овчинников – за одной «партой» сидели ещё в Ростовском кинотехникуме. Он тоже почётный кинематографист России с зарплатой 6 тысяч рублей.  По словам наших новых знакомых, смотреть кино сюда съезжаются люди со всей округи, за 100 километров и больше. В маленьких сёлах нет такой возможности вообще. Бывшие колхозные-совхозные Дома культуры и клубы обветшали, технических возможностей для показов нет никаких. Кино народ по-прежнему любит, да вот показывать, в общем-то, нечего!.. Российских фильмов в репертуаре нет. О документальном кино представление даже у нашего уважаемого Александра Петровича связано с киножурналом «Новости дня» про битву за урожай и пуск доменной печи. Посмотрев нашу картину, немедленно затребовал и её и другие – «Это надо показывать!». О фильмах для детей речь не идёт вообще. Заключили договор с Суздальским фестивалем анимационного кино – вот и вся детская афиша… Попытался Александр Петрович вспомнить, когда же в последний раз приезжали сюда «киношники» — лет 25 назад, говорит, не меньше, когда была ещё жива советская система «Бюро пропаганды киноискусства»… «Приезжал, как сейчас помню, Георгий Милляр, «всесоюзная Баба Яга…».

В Кочубеевском нам были очень рады. Местные казаки удостоили нас наград – медалей «За честь и верность», которыми  на протяжении многих лет награждаются  достойнейшие люди страны. Спасибо вам, друзья!.. Но ведь это, мы все понимаем – авансом… Оправдать бы!.. А вот достойны наград те, кто на всех сквозняках времени сохранил очаги кинотеатров, клубов… Учредить бы медаль «Служа кино – служу России» — и я знаю, кого предложила бы ею отметить!..

Наш автопробег — это первый пробный шаг к дорогой мне идее передвижного кинотеатра героико-патриотического фильма с обширным репертуаром,  сформированным не только из наших фильмов. Чтоб был автобус раскрашенный, внутри – экспозиции афиш, книжные подборки на темы кино… Да мало ли!.. И, конечно, экран. Автобус становится маленьким кинозалом. Тогда можно приехать в самые труднодоступные населённые пункты, где стационарной возможности кинопоказа нет вообще никакой. Но вот по части репертуара «не только из наших фильмов» эта идея сложна в осуществлении: у всех правообладателей своя мера осторожности в раздаче файлов с фильмами «направо-налево», свой счёт деньгам и «упущенной выгоде». В конце концов, у каждого свой ответ на вопрос: «Зачем это всё?..».  Мы с ВПЦ «Вымпел» нынче весной ответили на этот вопрос созданием Всероссийской премьерной площадки в чудесном городке Богучар Воронежской области – три года приезжаем туда с показами новых фильмов, и это становится, без ложной скромности скажу, большущим событием для людей. Надо ли говорить, каким тонусом это оборачивается для нас!.. Вот и «Марафон кинопремьер на просторах России» окрылил всех нас необыкновенной востребованностью российского кино – нового, свежего, динамичного, использующего современный художественный язык, исследующего вопросы, которые не могут не волновать молодых людей в сегодняшнем тревожном мире.

Конечно, периферия очень разная, лебезить перед нею тоже не стоит. Хоть ехали мы не за триумфами и красными дорожками, но где-то были обескуражены приёмом. Это когда договариваешься на уровне главы района, а приходит лишь уборщица – дверь ДК открыть. Никто «здрасьте» не скажет, и пресловутый стакан воды в жару не поднесёт. Такое тоже было. Кстати, отметили мы для себя, что именно в таких местах, где сферой культуры руководят «пофигисты», и зал на амбар скорее похож, а экран морщинится, как смятая простыня. И о культуре зрителей говорить не приходится.

Вернуть утраченные в кинематографе позиции – это трудный гражданский и эстетический процесс, протекающий на наших глазах со всеми его издержками. Надо шаг за шагом, практически заново восстанавливать систему взаимоотношений зрителя и кинематографа – с одной стороны, замыленную бессмысленными киноподелками, с другой стороны — опошленную попкорном и  пивом. Это один из выводов нашей поездки.

А главный вывод такой: подобные  встречи важны сегодня, как, быть может, никогда прежде. Все победы и поражения в современном мире происходят в первую очередь на информационном поле, формирующем мировоззрение, жизненные установки. Готовы ли мы – технически, организационно, творчески – работать на этом поле в интересах детей, в интересах России и её будущего?.. Всё, что мы увидели – от состояния точек кинопоказов и их технического оснащения до отношения руководства, местных властей к кино как идеологическому инструменту – говорит об одном: работы непочатый край. И мы её будем продолжать.

Мне очень близки слова Станислава Говорухина о том, что Великую Отечественную войну выиграл простой человек из зрительного зала, перед глазами которого с детства стояли образы экранных героев, учивших силе духа. Практически каждому  поколению в нашей стране приходилось затянуться потуже и быть готовым встать в строй. Но, увы, именно в последние десятилетия оказалось подзабытым, «что подвиг надо сначала посеять и вырастить» (слова писателя Бориса Васильева), а  зреет он медленно, борясь в современном мире с невиданным количеством сорняков и вредителей. Драматизм времени обостряет и потребность в духовной опоре. Получает ли молодёжь её сегодня на экране?.. И не получит, если мы её не дадим.

Елена Колесникова