С 26 по 28 октября в Омске прошел фестиваль документального кино «Сибирь». Его участники рассказали о положении документального кинематографа в стране и в Омске.

«Сибирь» сделана по принципу «фестиваль фестивалей»: здесь показывают лучшие фильмы отечественных документальных кинофорумов. Правда, в этом году их оказалось всего два: пермская «Флаэртиана» и екатеринбургская «Россия», в то время как в прошлые годы было представлено не меньше четыреех.

Как рассказал один из организаторов «Сибири» Сергей ФАМИЛЬЦЕВ, фестивалю в этом году фактически исполняется десять лет. Правда, с некоторыми оговорками: в 2006-м родился проект «Встречи в Сибири», который создавался совместно с коллегами из Новосибирска. Пять лет он проходил под таким названием. За это время в программе, по настойчивому требованию зрителей, появилось документальное кино, а вскоре его стало так много и оно вызвало такой интерес, что пришлось делать отдельный кинофорум.

– За эти годы мы проследили некоторую тенденцию: число зрителей заметно увеличивается, – рассказал постоянный участник фестиваля, автор документального фильма «Омск. День города», режиссер Владимир ГОЛОВНЕВ. – Еще в 2005–2007 годах документальное кино, как, впрочем, и художественное, до отечественного зрителя не доходило. Осенью этого года мы имеем целый клубок документальных фестивалей – «Послание к человеку», «Флаэртиана», «Конец лета», «Окно в Европу» и несколько других, и омский фестиваль как бы завершает эту череду. Кроме того, появились интернет и кабельное телевидение, которое тоже стало проявлять интерес к документалистике, да и люди стали лучше понимать и чувствовать это кино. То есть динамика во всех смыслах положительная – документальный фильм про Омск, например, за первые две недели только на наших ресурсах посмотрели 100 тысяч человек.

Наряду с ростом зрительского интереса у документального кино остаются и определенные проблемы. Даже американская гостья, режиссер Сьюзен БЕРАЗА, призналась, что в США приходится писать множество заявлений, чтобы получить поддержку или гранты, но и тогда приходится стараться делать фильм как можно дешевле. Актуальна проблема финансирования и для российских коллег:

– Я сознательно выбрала эту профессию, но поступают, к сожалению, немногие выпускники-кинематографисты, – рассказала режиссер Надежда ПОПОВА. – Потому что это предполагает определенные жертвы, некоторое подвешенное состояние, отсутствие твердой опоры под ногами. С другой стороны – ты в постоянном творческом поиске, постоянном полете. Сложность и прелесть документального кино в том, что оно непредсказуемо, и материал невозможно подчинить авторской мысли. Здесь очень важно научиться тому, чтобы не продавливать идею вопреки действительности, а прочувствовать, о чем тебе на самом деле рассказывает твой материал.

Но есть и хорошие новости: как рассказал Сергей Фамильцев, 22 сентября в Омске официально зарегистрирован Дом кино – бюджетное учреждение, учредителем которого стал департамент культуры. Один день в неделю в Доме кино будет выделен для показов документальных фильмов – потому что такая потребность появилась у зрителей уже давно.

– Помимо этого, мы с Домом кино приступили к реализации детской киношколы, – рассказала Надежда Попова, которая будет руководить в новом учреждении творческим процессом. – Пока мы ее называем «экспериментальная мастерская для детей и подростков». Мы не ограничиваемся одним жанром. Там будут и основы анимации, документального и игрового кино, а также актерское мастерство. В ноябре состоится старт этого проекта.

Источник: Сибирь документальная