Внимание к обыкновенному человеку – отличительная особенность документалистов.

Почему сейчас в кинотеатрах мы наблюдаем 80% американского мейнстрима, с удушающим запахом попкорна в залах? Об этом размышляет уральский кинорежиссер, секретарь Союза кинематографистов России Геннадий Шеваров.

b7c0198928c2d6e49c214bc8ffee4756

Ось Земли

Михаил Смирнов, «АиФ-Урал»: Геннадий Николаевич, Вы были не только участником конкурсной программы Открытого фестиваля документального кино «Россия», но и посещали его как зритель. Понравился он вам?

Геннадий Шеваров: Понравился и не понравился ли он мне – это не так важно. Фестивали такие очень нужны. Прежде всего, они полезны тем, что мы имеем возможность показывать свои документальные фильмы только на таких фестивалях. Телевидение их покупает с большим «скрипом», ведь у них есть свои документальные проекты и режиссеры, которые их делают. Тем более, у них преобладает информация, а у нас – образность, которая им нужна намного меньше, ведь они занимаются массовой агитацией и пропагандой. Мы стараемся выходить за пределы информации, проявлять внимание к маленькому человеку, обыкновенному человеку, а это их не интересует.Проще говоря, мы стараемся показать, как человек думает, что у него в душе, как он надеется, как любит, а телевидение – как он действует, его поступки, его глагольные формы, если можно так сказать. Поэтому, очень хорошо, что этот фестиваль проводится уже в двадцать седьмой раз и имеет свою «тусовку» и предпочтения.

– Кинофестиваль «Россия» в средствах массовой информации уже окрестили уральским «Оскаром». Как вы думаете, есть ли у него перспективы стать для нашей страны настолько значимым?

– Ну, в каждом городе, будь он маленький, или большой, людям кажется, что ось Земли проходит именно через него. Только у нас в стране фестивалей десятки, а то и сотни, а в мире – многие тысячи. Один фестивали открываются, другие закрываются. Безусловно, фестиваль «Россия» очень значим для Урала, я думаю, так и будет впредь, но Московский кинофестиваль он не перегонит, останется локальным. Да это и не нужно – у них свой и у нас свой.

Личный взгляд

767dbdafc945b6c0e60305426b7bd51e

– А могут ли такие кинофестивали дать серьезный толчок для развития авторского документального кино? Чтобы оно шло в массы?

– Да, безусловно. На таких фестивалях в основном показывают именно авторские документальные картины. Это раньше было проблемой, когда его было очень мало, в силу технических нюансов. А сейчас каждый может сделать свою документальную картину буквально «на коленке», например, совсем молодые люди. Снимаешь на телефон, небольшую камеру, фотоаппарат – на что угодно. И это будет авторское кино. Личное отношение к миру, к событиям, которые в нем происходят, хоть на уральском уровне, хоть на российском, хоть на мировом. Но обязательно должен быть свой личный взгляд на происходящее. Это раньше режиссеры, да и все, кто делает кино, казались зрителю небожителями. Сейчас это не так, изменились технологии: если раньше мы приезжали на съемку с целым возом разнообразной аппаратуры, то сегодня можно все снимать с одной небольшой камеры.

– А у социально-значимого кино авторского документального кино есть какие-то шансы развиться?

– Я думаю, что у социально-значимого кино все еще впереди. Это еще, кстати, отдельный разговор, что считать социально-значимым кино. Но я думаю, что документальный кинематограф, в рамках социально-значимого кино, будет развиваться не по одному направлению: будут какие-то фильмы-размышления, политическое кино, которое, к слову, сейчас никто не снимает, классические социальные картины

– В целом, как бы вы оценили динамику развития документального кино в России? Есть какой-то рост?

– Сейчас в кинотеатрах мы наблюдаем 80% американского мейнстрима, с удушающим запахом попкорна в залах. Но, тем не менее, хоть и российское кино переживает некую драму, будем надеяться, что им больше будут интересоваться зарубежом, а документальное кино, в свою очередь, вызывать больше интереса у российского зрителя.

Михаил Смирнов

Источник: АиФ Урал