Художественное кино в Новосибирске.

МИФЫ  И  РЕАЛЬНОСТЬ

Высказанная когда-то в полемическом задоре мысль, что документальное кино появилось и окончательно сформировалось гораздо позже художественного и потому обязано ему своим существованием, не говоря уж о приоритете, не вызвало на первых парах особых возражений.  Это уже потом сторонники того или иного базового направления в кинематографе стали сталкиваться лбами, отстаивая свое приоритетное право на существование, смысл которого, как это ни грустно, сводился к древней дискуссии  —  кто появился первым, «яйцо или курица»?  Сторонникам временного приоритета документалистики было легко отыскать доводы в свою пользу, ссылаясь на ленты пионера кинематографа Люмьера «Прибытие поезда», «Политый поливальщик», «Волны моря» «Детский чай» и множество других кадров не придуманной, а просто-напросто запечатленной окружающей действительности, вызывающих у первых зрителей восторг, испуг, умиление и надежды на то, что все запечатленное подобным образом рано или поздно вырастит в нечто большее объективной фиксации.  Надежды их начали сбываться почти одновременно с появлением первых заснятых, но только уже заранее продуманных и организованных кинокадров.  Так что говорить о временном приоритете того или иного направления не имело и не имеет ни малейшего смысла.  Куда уместнее было говорить о их неизбежном влиянии друг на друга, иначе они не просуществовали бы уже полтора века, возрастая качеством, глубиной и, соответственно, влиянием на своего зрителя.

Город Новосибирск, вполне заслуженно считавшийся если и не родоначальником, то почти столицей документального кино Сибири, по мнению многих к художественному кино никогда не имел ни малейшего отношения.  Разве только редкие киногруппы с «Мосфильма» или «Ленфильма» наведывались сюда для съемок отдельных эпизодов, должных подчеркнуть правдивость, разнообразие и широту объемов художественных вымыслов столичных авторов и режиссеров.  О том, что один из первых художественных фильмов в советское время снимался в Новосибирске, речь даже не заходила.  Об этом почти никто не знал и не говорил.  И вдруг в последнее времяв Интернете, и в телевизионных новостях стали появляться сообщения типа: «Первый сибирский художественный фильм», «Первый художественный фильм снятый новосибирцем в Новосибирске».  И даже сообщения о премьерах этих фильмов в кинотеатрах.  Не будем сейчас говорить о качестве или художественной ценности этих самодеятельных фильмов, так же далеких от профессионализма, как и от своего исторического первенства на ниве художественного кинопроизводства в Сибири.  С историей у наших новоявленных «художественников», как и у широкой публики, принимающей на веру подобную саморекламу и торопливые информационные сообщения по телевизионным каналам, давние и устойчивые нелады.  Так же, как и у производителейподобной рекламы.  Благо есть с кого брать примеры, особенно в последние годы.Выпустил «некто» за собственные деньги тиражом в сто экземпляров сборник собственных неуклюжих стихов или никем не скорректированных воспоминаний, а то и просто фантазийную белиберду, заполнившую бедную голову после бесчисленных общенийс фэнтази американских домохозяек и телевизионными сериалами, скроенными на одну колодку,и вот ты уже самообзавелся гордым званием писателя или поэта.  А с кино и того веселей.Телефоны, айфоны, миниатюрные кинокамеры сейчас чуть ли не в каждой второй семье.  Снял своего сыночка или доченьку, заставив их изображать катящего куда-то в машине «колобка» и его встречу с не подозревающими подвоха гаишниками, и вот уже жюри Всероссийского кинофестиваля фильмов для детей получает из Барнаула грозную телеграмму от разъяренного автора-папаши: «Почему не включили в программу наш фильм?  Мы снимали его всей семьей.  Соседи в восторге. Будем жаловаться».  Кстати, это не анекдот, а довольно типичный случай.  Слава Богу, что папаша еще не настаивает на своем историческом первородстве, а то бы пришлось в суде поднимать архивы, а прокурору доказывать присяжным, что умение нажимать на кнопку кинокамеры или умение худо-бедно воспроизводить на бумаге связные предложения отнюдь не гарантируют качества не только художественного творчества, но и творчества вообще.

       Впрочем, мы несколько отвлеклись в сторону мифологизации некоторых исторических подробностей, к сожалению нередких в наше сумбурное время, весьма грешащее забвением подлинной истории, а то и просто сознательным ее искажением. 

       Так вот — первый художественный фильм был снят в Новосибирске и с успехом прошел по киноэкранам страны в1924 году, и был назван «лучшим достижением советской кинематографии».  13 декабря 1924 года газета «Правда» печатает заметку: «С пятницы 12 декабря в госкинотеатрах идет картина производства Сибгоскино «Красный газ» из жизни партизан в Сибири в период борьбы с Колчаком.  Картина на просмотре представителей печати и Главполитпросвета заслужила одобрение и последним рекомендована как «лучшее достижение советской кинематографии».  Днем раньше фильм вышел на экраны новониколаевских кинотеатров и за два дня его посмотрели более семи тысяч человек.  В городе шли общественные обсуждения, дискуссии, встречи с участниками съемок.  А полтора года спустя местная газета, ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает: «…Сибирская фильма «Красный газ» имеет огромный по сравнению с другими фильмами тираж в 53 копии против 25 – 30 других картин.  По успеху она уступает лишь фильму «Красные дьяволята».

       «Красный газ» собрал целый букет откликов.  Рецензии на него публикуют газеты «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Кино-газета», журналы и еженедельники «Кинонеделя», «АРК», «Рабочий и театр», почти все сибирские газеты.  Вот что писала «Правда»: «Картина смотрится с непосредственным интересом… она подкупает свежестью, искренностью, простотой… Фильм дает ощущение действительной, не инсценированной борьбы, и борьба эта показана в буднях, в суровой ее простоте: в этом несомненное достоинство картины».

       Думаю, стоит привести целиком и рецензию известнейшего в то время кинокритика Х. Херсонского, напечатанную в газете «Известия».«Серебряная рота из тайги.  Лесовики — крестьянские деды в серебряном уборе старости, поднявшие на Колчака берданки, вилы и топоры.  Восставшие в тылу белых армий, в деревнях Алтая — партизаны крестьянской революции, соорудившие свою партизанскую пушку, которая разорвалась после первого выстрела.    Первобытная дикая лента, снятая в горах Алтая старым аппаратом, который чинили в кузнице.  Без запаса пленки, кустарная работа современного кино.  В ней много наивного примитивного искусства.  Но ее искренность, правдивость и подлинный пафос сибирской крестьянской партизанщины, взятые самородным куском, делают эту ленту нашей родной, без цены.  В своем роде единственной».

       Перипетии съемок были поистине уникальны.  При всеобщей тогдашней разрухе и бедности, все еще политической нестабильности сделать, снять, организовать подобный фильм можно было только все миром.  Всем миром и снимали — «…можно с уверенностью сказать, что фильма создается не только Сибгоскино, но и всеми советскими и партийными учреждениями».  Нужны съемки на пароходе — вот вам судно на неделю, с обслуживающими катерами, буксирами, лодками.  Съемки забастовки в депо — несколько дней в нем командуют только киношники. Нужно снять интерьер приглянувшейся богатой крестьянской избы (а никакой осветите6льной аппаратуры еще не существует) — разбираетсяодна из стен дома, и съемка ведется при солнечном свете.Эпизод бесчинств колчаковцев в деревне — в Колывани сжигают несколько строений.  Нужна экспедиция на Алтай — выделяются лошади и пустырь за городским кладбищем, где артисты осваивают верховую езду, потому что по Алтаю больше ни на чем не проедешь.  И т.д. и т.д.

       Невольно приходит в голову — в наше бы время так.  Вполне могли бы стать «сибирским Голливудом».  Чего у нас окрест только нет: и тайга, и горы, и степь, и море, и пустыня.  Снимай, что угодно.  А вот Вегмана нет и в ближайшие годы не ожидается.  (Вегман стойкий большевикс огромным подпольным и эмигрантским стажем, руководитель антиколчаковского подполья в Томске, а в то время — партийный функционер, историк, главный идеолог культурно-просветительской работы в регионе).

       Ну, а как отнеслись к съемкам современники того нелегкого времени, простые обыватели можно судить хотя бы по такому эпизоду во время съемок, о котором впоследствии рассказывал режиссер фильма Иван Григорьевич Калабухов: «Съемки начались у нас на Оби.  Здесь оборудовали для нас пароход с пулеметами на носу, орудием, оружием — словом, карательная экспедиция белых, которая должна была высадиться в Бердске.  По пути снимали еще эпизод мятежа арестованных большевиков на судне — со стрельбой, дымами, огнем.  Дня через два пришел черед эпизода высадки.  Подходим к Бердску и вдруг остановка — к причалу не подойдешь.  За эти два дня слухи всякие пошли, а бердчан о съемках не предупредили — вот там и собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор белякам.  А потом говорили, что какая-то другая группа даже приготовила уже икону с вышитым полотенцем — наоборот, для торжественной встречи белых, и кто-то из духовенства даже облачился в праздничные одежды по этому случаю. Пришлось нашему политруку тов. Яхонтову на лодке добираться до причала и наводить там порядок.  Но съемок в тот день мы вести так и не смогли».  На Алтае съемочной группе пришлось и вовсе поучаствовать в подавлении какого-то припозднившегося антисоветского мятежа.

       Ну, а насчет того, что как писала «Правда» — «Красный газ» лучшее достижение советской кинематографии», так ведь это в 1924 году.  «Стачка» Эйзенштейна еще только монтировалась, а «Броненосец Потемкин» и «Мать» еще даже не были задуманы.  Главное — «Красный газ» доказал возможность самостоятельного кинопроизводства и кинотворчества в Сибири.  Самостоятельной, собственной, отвечающей и тематически, и жанрово задачам, стоявшим перед Сибирью.

       А вскоре в Новосибирске снимаются новые художественные фильмы, как короткометражные, так и полнометражные: «Конец Журавлихи», «Огненный рейс».  В начале 1929 года в заводском клубе по улице Добролюбова устанавливаются декорации для съемок художественного фильма «Тунгус с Хэнычара».

       После успеха «Красного газа» Киносибирь завоевывает известность.  Объявляются желающие здесь работать.  Стало возможным набирать людей и расширять свою творческую палитру.  А если уж подходить к теме сибирского кино с позиций исторической справедливости, то надо обязательно рассказать о том, что в 50 – 60 -70 – 80-е годы прошлого века в Новосибирске было снято свыше двадцати художественных фильмов, показанных на всесоюзных экранах, получивших широкую прессу и награды и которые до сих пор (когда случается такая счастливая возможность) с удовольствием и интересом смотрят современные зрители. 

Дальнейшая история новосибирского художественного кино начинается в 60-е годы после выхода в эфир Новосибирской студии телевидения, а вскоре и появления на свет её «уникального», по мнению многих критиков и киноведов, детища – профессиональной киностудии «Новосибирсктелефильм».

       В небольшой статье, главная задача которой напомнить о том, что художественное кино в Новосибирске все-таки было, и было оно не случайностью, не сибирской экзотикой, а крепко, уверенно и вполне профессионально стояло на ногах, обо всем, конечно, не расскажешь. Ксожалению, не остается места для более подробного рассказа об истории становления, развития и работы этой студии, о которой вскоре узнала вся страна, о её замечательных организаторах, творцах и технических работниках, об интересных историях создания почти каждого фильма.  Остается обратиться к весьма красноречивой статистике.  Вот только несколько выписок из книг, статей и информационных сообщений о «Новосибирсктелефильме».

«Новосибирсктелефильм» — первая, специально построенная профессиональная киностудия в Сибири, оставившая после себя более пятисот фильмов, немалое число которых – приметные страницы истории и телекино, и просто кино.  Здесь работали высокие профессионалы, среди которых Лауреат Государственной премии, восемь заслуженных деятелей искусства России, двое заслуженных деятелей культуры России. Каждый четвертый фильм стал лауреатом международных, всесоюзных и российских конкурсов и фестивалей».

       «Только за первые три года существования студии цехом киносъемок новосибирского телевидения было выпущено десять художественных фильмов общим объемом 40 частей.  Почти все они были показаны по ЦТ и растиражированы по стране».

       «Студию числили в тройке лучших в стране — вместе с московской и ленинградской.  Причем каждая работа выходила не только на местный, но и всесоюзный экраны

       «Первый художественный короткометражный фильм «Последний» был снят на Новосибирской студии телевидения режиссером С. Наумовым и оператором Г. Распевиным в 1960-м году и вскоре показан в Москве по Центральному телевидению и растиражирован по всем студиям страны».

       «Юрий Малашин, Вадим Гнедков, Сергей Чавчавадзе, Олег Максимов, Борис Травкин, Виктор Ватолин, немного позже — Юрий Шиллер, Александр Косенков, Валерий Соломин, Раиса Ерназарова, Геннадий Седов.  Имена режиссеров, операторов, сценаристов «Новосибирсктелефильма» можно перечислять долго.  Эти люди создали видеолетопись своей эпохи.  Их герои — научные сотрудники Новосибирского отделения Академии наук и полярные летчики, доярки, комбайнеры, балерины и педагоги, заводские рабочие и шахтеры».

        К жанру, конечно же, научно-популярного  игрового кино следует отнести и популярнейшие в свое время циклы фильмов «Физика в забавах», «Физика для малышей», «Геометрия для малышей» автора и режиссера Л. Сикорука, тиражированные в шестидесяти с лишним странах мира.

Мифология, как в кино, так и в литературе складывается зачастую от авторской небрежности, порой от сознательных подтасовок или попыток не очень талантливых людей выглядеть более талантливыми и значительными.  Отсюда и плагиат, и путаница в исторических событиях, и даже сознательное их искажение.  Очередной миф о том, что художественное кино в Новосибирске начали снимать только в наши дни из этой же серии.  В какой-то степени это и грустные последствия того, что «социальная катастрофа 90-х годов в России стала причиной закрытия многих культурных учреждений в стране.  В их числе оказался и «Новосибирсктелефильм» и Западно-Сибирская  киностудия.Денег на производство не было, студии закрыли.  Часть сотрудников перешла на студию телевидения, большинство отправилось «в свободное плаванье».  Уникальное оборудование отправили в утиль.  Большая часть фильмов (которые удалось спати) хранится сегодня в архивах.

Интересно, какие мифологемы выстроятся из этой ситуации лет через двадцать – тридцать?Не исключено, что в очередной раз заявят, что нас тут вообще не было.

Александр Косенков, Новосибирск

сценарист, режиссер