Разговор между сеансами

Каждый год в начале октября Екатеринбург превращается в «мекку» документального кино. Лучшие документалисты страны привозят сюда, на фестиваль «Россия», свои новые фильмы. В этой праздничной и, разумеется, оптимистичной для документального кино атмосфере состоялась встреча с режиссером Владимиром Эйснером (Новосибирск) и режиссером, президентом Ассоциации документального кино Галиной Леонтьевой (Москва). Но разговор пошел не о конкурсной программе фестиваля, — зрители сами в состоянии оценить качество фильмов, — а о том, что происходит с «обратной стороны» экрана, из чего складываются будни документалистов, в чем проблемы профессиональных, производственных, социальных и человеческих отношений. Можно сказать, речь шла об «обратной стороне айсберга» под названием «документальное кино современной России».

— Почему документальное кино необходимо государству?

Владимир Эйснер: Если посмотреть на историю нашей страны за последние сто лет, мы увидим, что кинематографисты снимали все важнейшие события, происходившие в стране: гражданскую войну, коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную войну и послевоенное восстановление; на Северном полюсе и стройках БАМ. Это бесценные документы эпохи. Государство всегда понимало значение кинолетописи. В каждом регионе была студия документального кино. Там снимались фильмы и киножурналы. Я повторяю азбучную истину, но все же большинство игровых фильмов по прошествии нескольких лет превращается в обыкновенную макулатуру, не выдерживая проверку временем. Наружу вылезают наигрыши артистов, наивность сюжета и многое другое. Я не скажу, что это относится ко всем фильмам, но ко многим. В то же время даже самый средний документальный фильм со временем приобретает значение документа, исторического факта. Самые простые кадры прошлого века ценятся сейчас на вес золота — в них отражается эпоха. Документальное кино в качестве материала имеет реальную жизнь, и она видна на экране.

Галина Леонтьева: Кстати, наибольшую ценность в этом отношении представляют киножурналы, кинолетопись. Сейчас, к сожалению, производство кинолетописи прекращено. На мой взгляд, это ошибка. Есть мнение, что с этим справится ТВ, но это не так. Телевизионные сюжеты, как правило, не передают изобразительной информации. На первом плане там слово, комментарий корреспондента, а изображение используется как «фон для заполнения». Нет наблюдений, атмосферы, чем всегда ценились документальные фильмы. У кинолетописи и новостных программ разный подход к передаче информации. Это прослеживается даже исторически — у истоков телевидения стоит радио, журналистика; у истоков кино — изображение, пластика.

— При СК РФ вот уже второй год существует Ассоциация документального кино. В чем ее отличие от Комиссии по неигровому кино?

Владимир Эйснер: А комиссия еще существует? Я почему-то думал, что ее лет пятнадцать как нет. Но если и существует, то видимо, только на бумаге, поскольку никакой реальной деятельности я не припомню. Особенно в регионах. Если до перестройки и во время нее проводились постоянные творческие встречи, конференции, то в девяностые-двухтысячные уже ничего этого не было. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда при СК РФ была образована Ассоциация документального кино. Заработал сайт, стали проходить встречи, творческие вечера, наладилась связь с регионами, Ассоциация стала принимать участие в отборе творческих проектов при Министерстве культуры.

Галина Леонтьева: Ассоциация была создана на значимом для документалистов IV пленуме Правления СК России в декабре 2013 года. Активно включились в работу документалисты из Новосибирска, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Дагестана, Самары, Красноярска, Владикавказа. Был разработан и с июля 2014 года начал постоянно действовать сайт ассоциации ascinemadoc.ru. С сентября 2014 года в газете «СК-Новости» появилась полоса Ассоциации документального кино СК РФ, рассказывающая о наиболее важных и интересных событиях, происходящих в отечественном неигровом кино. За последние два года проведены «круглые столы» «Современная кинодокументалистика. Этика и мастерство» (в рамках 36 ММКФ), «Кино как ресурс образования» и «Документальное кино — в школы» в рамках самарского фестиваля «Кино — детям». Во Владикавказе прошло выездное заседание «круглого стола» по теме «Вопросы сохранения и развития документальной кинолетописи России». В режиме онлайн проведен «круглый стол» ассоциации и секции научно-популярного кино (Санкт-Петербург) по теме «Неигровое кино Санкт-Петербурга сегодня». Большое внимание мы уделяем встречам документалистов, обсуждениям картин, фестивальных программ, стараемся приглашать людей из других городов для участия в наших проектах. В 2014-2015 гг. ассоциацией организованы творческие вечера режиссеров Владимира Эйснера (Новосибирск), Николая Макарова (Санкт-Петербург), Александра Столярова (Киев), Вячеслава Амирханяна; мастер-класс Бориса Лизнева. Осуществлен совместный проект Ассоциации документального кино и Вологодского землячества – вечер памяти, фотовыставка «Я отсюда родом-племенем» и презентация книги «Дайте обнять время» документалиста Юрия Половникова. Прошли вечера памяти режиссера Олега Филатова (Москва), оператора Сергея Скворцова (Санкт- Петербург).

Владимир Эйснер: Это далеко не полная картина работы ассоциации. Вот, например, с землячеством Вологды разработан план показов документальных фильмов и начата реализация этого проекта; разработана совместная с Кирилло-Белозерским монастырем программа показов просветительских фильмов. Проведен двухдневный фестиваль «Мир и Победа» в Курске, где показаны фильмы членов Ассоциации документального кино СК РФ о Великой Отечественной войне. В целях культурного обмена состоялся совместный проект с Абхазской государственной филармонией (показы фильма «Абхазия. Красная книга» режиссера Алексея Малечкина). При поддержке Северо-Кавказского отделения СК РФ проведена неделя документального кино в Республике Северная Осетия, городах Владикавказе и Беслане, где прошли показы фильмов и творческие встречи режиссеров со зрителями, в том числе, со школьниками и студентами.

Галина Леонтьева: Об одной из граней работы ассоциации хотелось бы сказать особо — это работа, которая была проведена по нашей инициативе впервые за много лет. Осуществлен учет всех картин, выпущенных при финансовой поддержке Министерства культуры. Очень помогли тогда Сергей Лазарук, Клим Лаврентьев, руководство Красногорского киноархива. Экспертная комиссия документалистов, членов СК РФ, отсмотрела более трехсот документальных картин, выпущенных в 2012 году. Отчет был представлен на IV пленуме СК России. В 2013 году Экспертной комиссией СК РФ было отсмотрено более 350-ти фильмов. Учет продолжился и в этом году. Рассматривались фильмы производства 2014 года. Конечно, еще рано делать выводы, но все же есть вопросы, которые из года в год беспокоят документалистов. Один из них – вторжение в документалистику телевизионных проектов. Это большая проблема, которая где только не обсуждалась, но губительное нашествие продолжается. Страдает изобразительный ряд, исчезает образность, размывается киноязык. Настала пора наладить приемку фильмов исходя не только из технических параметров, но, в первую очередь, по творческим критериям. Думаю, что вопрос сохранности кинокультуры не может не волновать и Минкульт.

Владимир Эйснер: Я бы хотел еще затронуть вопрос кинолетописи. Мы уже говорили, что в настоящее время государство не финансирует кинолетопись. Результат – на сегодняшний день в каталогах Государственного архива кинофотодокументов РФ девяностые и двухтысячные годы являются в какой-то степени белым пятном. Это подтверждают и работники киноархива. Воссоздание национальной кинолетописи, на наш взгляд, необходимо рассматривать как приоритетный государственный проект в области сохранения культурно-исторического наследия неигрового кинематографа. Ассоциация документального кино СК России подготовила предложения на основе многочисленных обсуждений, опросов в кинематографической среде СК РФ («круглые столы», онлайн-обсуждения, выездные мероприятия и т. д.). В результате проведенной работы рекомендации по сохранению и развитию документальной кинолетописи России сформулированы следующим образом: кинолетопись производится региональными кинокомпаниями, кино- и видеостудиями СК РФ, которые зарекомендовали себя как профессиональные, имеющие достаточный опыт в кинопроизводстве и необходимое техническое оснащение. Кинолетопись распространяется по всей территории страны для кинотеатрального, клубного и телевизионного показа. На стадии конкурсного отбора должно отдаваться предпочтение заявкам, учитывающим территориальное, отраслевое и национальное своеобразие жизни округа.

Галина Леонтьева: Естественно, работа над кинолетописью должна вестись не от случая к случаю, а на постоянной основе. Предполагаем, что в каждом федеральном округе целесообразно выпускать ежеквартально по одному тематическому киноальманаху. Темой сюжетов могут быть либо определенные события в регионе, минипортреты людей, спецвыпуски, приуроченные к определенным историческим датам и событиям. В перспективе материал кинолетописи может быть рассчитан на создание фильмов (стать его документальной основой). Отдельные сюжеты киноальманаха могут идти на ТВ как межпрограммный продукт (что приветствуется и востребовано ТВ-компаниями). Тематическая актуальность должна разрабатываться редакцией студии в соответствии с рекомендациями Министерства культуры РФ.

Владимир Эйснер: Кинолетописные альманахи, произведенные разными студиями, должны подчиняться общим правилам и восприниматься как нечто целое. Необходимо выработать общие для всех рекомендации, рубрики и определенные тематические приоритеты. Этот же шаг позволит рассматривать киноальманахи как еще один инструмент проведения государственной политики в сфере киноискусства. Необходимо так же предусмотреть производство спецвыпусков «Наука».

— Какие первоочередные задачи стоят на повестке дня у ассоциации?

Галина Леонтьева: Конечно, будем продолжать работать в перечисленных выше направлениях. Это только часть того, что мы делаем. В перспективе работы ассоциации — создание видеофонда (видеотеки) неигрового кино России при СК РФ. Подготовка энциклопедического справочника о выдающихся мастерах документального кино (расширенная часть) с краткой информацией о кинематографистах неигрового кино России; создание и выпуск ежегодного тематического каталога документальных фильмов, снятых при господдержке. Неплохо было бы возродить производство учебного (просветительского) и «заказного» кино по заказу министерств и ведомств (на предприятиях, в учебных заведениях остро не хватает таких учебных пособий). Работаем над программой «Документальное кино – в школы». И конечно, самое важное для всех нас – возрождение практики творческих семинаров, объединение, решение задач, которые ставит профессиональное сообщество документалистов.

Беседу вел Александр Епифанов