1-го февраля, в 19.00, в Малом зале Дома Кино премьера документального фильма Сергея Ландо «Небесный тапер».(о жизни и творчестве композитора Олега Каравайчука).

51174851_10213809510528939_403692316977528832_n

Режиссер Сергей Ландо снимает на киностудии «Лендок» документальный фильм «Небесный тапёр» об одном из самых загадочных музыкантов нашего времени — Олеге Каравайчуке. Порталу «Культура.РФ» автор рассказал о том, почему Каравайчук играл в наволочке, как найти правду в мифах о нем и что поможет понять его музыку.

Олег Каравайчук для многих — спорная фигура. Кто-то считает, что он тапёр (аккомпаниатор. — Прим. ред.), а не композитор. Но есть и музыканты, которые его очень высоко ценят. Сам Шостакович, по ряду свидетельств, называл его гением и однажды подарил Каравайчуку свои ноты с автографом — в признание его дара.

Олег Николаевич прожил долгую жизнь, в течение которой менялся и проявлялся по-разному. Предопределяли эти перемены в том числе и драматические события, какие не могут пройти бесследно для человека: смерть отца, матери. Я в своем фильме разделил его жизнь на три периода. Первый — Каравайчук — гениальный ребенок, вундеркинд, игравший перед Сталиным.

Второй — Каравайчук-композитор. Здесь он не сразу проявил свой оригинальный дар: его первые работы к фильмам «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Два капитана», «Поднятая целина» талантливы, но мало чем выделяются на фоне произведений других советских кинокомпозиторов. Он развивался постепенно, искал свой стиль и состоялся уже к середине 60-х годов.

Tret_Gal_05-1500x1000

Он был очень противоречивым кинокомпозитором, но при этом одним из самых успешных. Да, у него был образ гонимого гения, но его с восторгом принимали, иначе он не написал бы музыку более чем к 150 фильмам! Для одних его внешняя холодность и необычная манера игры были неприемлемы, а на кого-то, наоборот, очень сильно действовали, например на легендарных режиссеров «Ленфильма» — Илью Авербаха, Семена Арановича или же на таких театральных титанов, как Анатолий Эфрос или Лев Додин. Как кинокомпозитор он был крайне успешен и даже по советским меркам, богат потому что киномузыка хорошо оплачивалась — правда, только до перестройки.

Третий период — Каравайчук — автор перформансов, хотя это слово Олегу Николаевичу не понравилось бы. Он выступал с личными представлениями, импровизируя как музыкант и руководя зрелищем как режиссер: привлекал балетных исполнителей, показывал разные видеозаписи со своей музыкой.

Вокруг его личности в разное время сложилось множество мифов и легенд: например, о том, что он не закончил Консерваторию, но это неправда: сохранился диплом. Я думаю, что эти мифы были в каком-то смысле стилем его жизни, он и сам их любил. И они не говорят о нем как о шарлатане — так его воспринимали люди.

Маска сумасшедшего гения, чуть ли не городского сумасшедшего, позволяла ему быть свободным. Эта свобода была необходима для творчества, она формировала его мироощущение.

Поэтому он никогда не делал того, что ему не нравится: он работал в пределах заказа, но всегда с большим удовольствием.

 

 

 

 

Пресс-центр Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России