ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА ЮРИЯ ШИЛЛЕРА

Ушел из жизни великий режиссер, потрясающей скромности и глубины человек, неизменный гуманист Юрий Шиллер. Это большая утрата для его близких, его друзей и коллег, всех почитателей его замечательного творче-ства.

В прошлом году исполнилось 25 лет с того момента, как Юрий Шиллер снял свой фильм «Вечерний звон». Очередной раз пересматривая этот фильм и очередной раз находясь в плену глубоких переживаний от него, я не мог удержаться и описал свои впечатления. Хотя мои оценки касаются данного фильма, но одновременно характеризует все творчество Юрия Шиллера.

Памяти режиссера  Юрия Шиллера

Я сам родом из села на Волге. Провел там детство и юность. Работал в колхозе. До сих пор почти ежегодно бываю в родном селе, где живет моя ма-ма. Хорошо знаю деревенскую жизнь и сельских жителей. Я не был свидете-лем съемок фильма, не был лично знаком с героями фильма, но увидел в них себя, своих родных, односельчан. Это документальные свидетельство жизни рядовых сельских жителей как она есть. Без прикрас. Это настоящее искус-ство, поскольку фильм фиксирует типические черты народной культуры, народного духа, народной души. Их константу. Это не только про данное конкретное село, это про всю Россию. Фундаментальная проблема точно диа-гностируется в словах Данилыча: «По всей России не ладится. Но выживем!»

Общее впечатление от фильма умещается в смысл слов того же героя фильма Данилыча: «Ладов не хватит, чтобы выразить то, что творится на душе. Там такие мелодии». Слов не хватит, чтобы выразить свои ощущения и чувства от этой глубокой картины реальной жизни простых людей нашей страны.

«Вечерний звон» кардинально отличается от нынешних многочислен-ных сериалов, в том числе «исторических». Большинство из них построены по надуманным, фальшивым, «высосанным из пальца» сюжетам. В них есть внешнее благополучие, внешний блеск (шикарная, супер-дорогая одежда, соответствующая обстановка), но одновременно нищета идей, содержания. В фильме Ю. Шиллера мы видим прямо противоположное: реальную жизнь порой наивных, но реальных людей во всей ее многосторонности, сложности, противоречивости и в то же время невероятной красоте.

Памяти режиссера  Юрия Шиллера

Пытаясь выделить то глубинно важное, что составляет стержень филь-ма, вспоминаю выражение великого философа И. Канта: «Один, смотря в лужу, видит грязь, другой – отраженные звезды». Шиллер, конечно, видит отраженные звезды! Причем звезды здесь – это благословенный свет, кото-рый излучают простые сельские жители. Идет этот свет из космоса, а космос – бесконечно глубокие, наполненные безмерными, но в конечном итоге доб-рыми переживаниями человеческие души основных героев.

Комок в горле стоял весь фильм, и слезы периодически подступали от невероятной трогательности его героев и одновременно от ощущения какой-то вселенской несправедливости: с одной стороны, присутствие рядом до-стижений высокого прогресса (истребители, поезда), с другой стороны, мате-риальное неблагополучие брошеннных на произвол судьбы сельчан. Все это было не только в 1990-е годы, но также позже и до сих пор. В то же время мы наблюдаем явный диссонанс другого рода: внешней и вещной неустроенно-сти, можно сказать, бедности простых людей и высокой духовности, чистоты и глубины их переживаний.

Все герои фильма живые, непридуманные и в том смысле, что они настоящие. Работяги, все время в повседневных заботах, в делах. Они при-земленные во всех смыслах и в то же время возвышенные: размышляют о высоком, ставят философские вопросы: Откуда жизнь? Что после смерти? Что есть рай, ад? Что есть душа? Для чего человек рождается? И констати-руют: нет ответа!

Наивные и невероятно глубокие, как картины сельского художника! Про них государство забыло, а они не только живут, но составляют ту основу, ко-торая создает устойчивость жизни самого государства. То, что сделала власть со страной в 1990-е годы, должно было бы привести к развалу не только СССР, но и России. Считаю, что страна существует и сохраняет устойчи-вость благодаря таким людям.

Люди не только мастера в своем житейском и профессиональном пред-назначении. Они еще и талантливы: танцор фламенко (режиссер удачно сов-мещает его ритм с ритмом скачущего коня), балалаечник, баянист (саксафо-нист), поэт, художник. Картины – шедевры, может быть, не с точки зрения исполнения, а по их глубинному смыслу. Они очень органичны. Какие сюже-ты! Доброта просто светится! В этом смысле герои – это святые люди.

Несомненно, главная черта художника Юрия Шиллера – глубина про-никновения в душу народа. Душу невозможно увидеть и сложно определить, но очевидно, что она существует. Фильм по большому счету о «загадочной» русской душе. На самом деле, думаю, никакой загадки здесь нет. Данилыч: душа человека – в его поведении, в его действиях. Это просто святые люди. И адекватно выразить эту святость мог только такой же по своему душевно-му складу режиссер. Я лично знаком с Юрием Шиллером, поэтому могу под-твердить это не только по фильму, но и по тому, что я знаю о нем как о чело-веке.

Памяти режиссера  Юрия Шиллера

Ненавязчивая, корректная, профессиональная фиксация гармонии при-роды и простого человека, его представлений, слов, дел, и все это обогащен-ное душевным музыкальным сопровождением – основной стержень гениаль-ного почерка художника-режиссера Юрия Шиллера.

Светлому человеку – светлая память!

Юрий Попков

доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник

Института философии и права СО РАН,

эксперт РАН,

Новосибирск.

Пресс-центр Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России