Выездная Киношкола в Крыму

16 – 19 мая впервые в Крыму состоялась выездная сессия «Школы документального кино Союза Кинематографистов России».

Фестивальные просмотры прошедшего накануне 2-го Открытого кинофестиваля документального кино КрымДок создали определенную атмосферу в городе. В качестве мастеров-педагогов выступили опытные документалисты, лауреаты отечественных и зарубежных кинофестивалей, — президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России, член Правления СК России Галина Леонтьева, член Правления Ассоциации документального кино СК России режиссер Сергей Головецкий, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусства, член Правления СК России режиссер Владимир Эйснер. Участниками киномастерской стали студенты Крымского федерального университета, Крымского университета культуры, искусств и туризма, учащиеся 10 и 11 классов из Симферополя и Бахчисарая. Все занятия проводились на базе «Крымского киномедиацентра», при большой поддержке директора Киномедиацентра Светлана Косарич и заместителя директора Елена Куценко.

Первый день занятий был посвящен основам сценарного мастерства. Темы для киносъмочных работ – «встреча, расставание, дорога» были предложены ребятам заранее, поэтому работа началась с обсуждения сценариев и доведения их до режиссерской раскадровки. Уже на следующий день кто-то из ребят отправился на съемки, кто-то продолжил дорабатывать сценарий, а кто-то, увы, сошел с дистанции, но таких оказалось не много. Все как в реальном производстве. Было интересно наблюдать, как по ходу работы менялось отношение ребят к тому, как они представляли себе создание кино. Жесткие временные рамки заставляли принимать радикальные решения, порой не безболезненные для молодых авторов. Но победила атмосфера взаимного доверия. Педагоги выкладывались «по полной» не меньше чем ребята, и не меньше их переживали за результат. К итоговому просмотру было готово 7 фильмов. Учитывая, что ребята сами организовались в киногруппы, каждый участник получил на финише достойный результат в виде фильма и сертификата участника семинара Киномастерской. Интересно отметить, что принципиальной разницы интересов в отношении документального и игрового кино не было. Четыре группы снимали документальные фильмы, и три – игровые. Сегодня трудно сказать, кто из ребят пойдет в профессию дальше, но их мировоззренческая зрелость и эстетическая чуткость в выборе материала для своей истории вызывает доверие уже сейчас. Так Николай Гришаков в своем фильме «Жизнь» создал притчу об образе жизни пожилых людей, и сделал это через операторски блистательное, несуетное кинонаблюдение, без слов. Щебетовская Даша в суете городского автовокзала сумела разглядеть человеческие судьбы и искренний романтический пафос шоферского ремесла. Фильм «Моя дорога». Маргарита Чернухо сняла как изысканную историю знакомства через

рисование на пленере. Мария Хаитова рассказала щемящую историю о собачьем питомнике в фильме «Ковчег». Скуратова Марина и Грязон Настя удивили романтическим героем, молодым конюхом, влюбленным в лошадей. (фильм «Мечтатель»). Вероника Скворцова, Кравцов Евгений и Ильина Наталия подняли актуальную проблему порабощенности сознания гаджетами в своей работе «Искусственное дыхание». Вечную тему одиночества романтически выразили Арзиева Анастасия, Владимирова Арина и Мадонова Валерия в фильме «Чашка чая».

Опыт выездной киношколы, которую уже не первый раз проводит Ассоциация документального кино СК РФ, подтверждает свою актуальность и востребованность в регионах. В отличие от мастер-классов, на которых активной стороной является лишь мастер, в выездной киношколе ребята совершают полное погружение в реальное кинопроизводство и выходят на финиш с фильмом на руках, т.е. уже с собственным, а не чужим опытом. Мы, режиссеры-документалисты, а главное, ребята, готовимся к продолжению такого сотрудничества и с нетерпением ждем новых встреч.

Сергей Головецкий, Симферополь-Москва

Киномастерская в Северной Осетии

В конце мая 2019 года во Владикавказе прошел интенсивный курс по неигровому кинематографу. В этом году выездную сессию Школы документального кино СК РФ назвали «Кинолаборатория «Камера! Мотор!» Проект реализовался Ассоциацией документального кино СК РФ, Фондом «Национальное достояние», при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодёжь», в партнерстве с ПАО «Ростелеком» и ГТРК «Алания». Работа Киношколы была призвана помочь молодежи Северной Осетии – Алании в получении профессионального образования в области кинематографа.

Занятия киношколы проводили режиссер, сценарист, художественный руководитель студии «ЦСНФ-ХХIвек» Алексей Малечкин и засл.деят.искусств Республики Северная Осетия-Алания, режиссер Вадим Цаликов, а так же владикавказские кинематографисты — сценарист Светлана Саликова и куратор проекта Ангелина Цаликова-Битарова.

Пять загруженных дней лекций, мастер-классов, просмотров, практических занятий по профессиональным направлениям – сценарное мастерство, режиссура документального фильма, общая теория кино и киноязыка. При очень плотном графике обучения, конечно же, времени было мало, но мастерам хотелось поделиться многими профессиональными навыками: идея и замысел, композиция фильма, драматургический ход, ритм, чувство времени, жанры, монтаж. Мастера вместе с ребятами размышляли об этике отношений с героем, о диалоге с человеком в кадре, в фильме. Речь шла о понятиях света, цвета, движения, фактуры, ракурса, о способах и специальных видах съемок, о механике кадра и т. д.

В размышлениях о профессии, поднимались темы авторской позиции, о поводах снимать документальное кино,- всё это для того, чтобы на экране создавался образ человека, чтобы была рассказана занимательная человеческая история.

Ученики киношколы снимали свои первые этюды, — как индивидуально, так и в группе. По итогам занятий все сделали свои мини-фильмы, которые стали первыми кирпичиками в фундаменте для будущих свершений и погружений в профессию режиссера. 30 участников киношколы сняли и представили на заключительном показе двенадцать 5-7 минутных картин.

Главная задача киномастерской — возможность сориентироваться в будущей профессии, осознать ее, прочувствовать. Мы постепенно идем к развитию интенсивного кинообразования, которое диктуются самой жизнью. Нужен новый, живой, динамичный способ обучения с позволением

студентам снимать кино с первого дня, придумывать различные сюжеты и темы фильмов, обсуждать, искать, создавать.

Алексей Малечкин, Владикавказ-Москва